«Актуальные вопросы ответственности должностных лиц публично – правовых органов»
Возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу действием, бездействием государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ, осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, который причинен гражданину либо юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующему закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответствующей казны Российской Федерации либо казны муниципального образования.
За действия своих должностных лиц несет ответственность перед гражданином и юридическим лицом непосредственно государственный орган или орган местного самоуправления. А сами должностные лица будут нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность.
К случаям причинения вреда незаконными действиями должностных лиц в области государственного управления применяются общие условия деликтной ответственности, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также ряд специальных условий, дополнительно закрепленных административным законодательством.
Как складывается на сегодня практика возмещения вреда, ни один нормативный правовой акт Российской Федерации детально не регламентирует порядок реализации гражданином права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц. Данное обстоятельство является отличием российского законодательства от законодательства многих зарубежных стран, в которых создана и успешно функционирует правовая база, а также существует обширная судебная практика в сфере возмещения государством вреда, причиненного должностными лицами.
В соответствии с п.2 ст.15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимается реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которое лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не было нарушено).
Размер материального вреда определяется по ценам, существующим на момент его возмещения ( ст. 393 Гражданского кодекса РФ).
Основания и размер компенсации гражданину за причиненный моральный вред, причиненный незаконными действиями (решениями), приобретают право обратного требования (регресса) к тому должностному лицу, которое непосредственно виновно в совершении неправомерных действий (принятии незаконных решений). В этом случае должностное лицо несет регрессную ответственность в полном объеме, если иное не установлено Законом (ст. 1081 Гражданского кодекса РФ).
Возможность предъявления регрессного иска к государственному служащему, способствует в какой - то степени к принуждению его к надлежащему исполнению своих обязанностей в дальнейшем.
Как верно отмечено в паспорте федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации» ( 2003-2005 годы)» о том, что утратили силу, регулирующие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах.
В настоящее время выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих и законодательные механизмы их реализации, которые признаны дисциплинировать должностных лиц.
И.о. Начальника юридического отдела Г.Ю. Ландышев