«Модели нормативных административно-правовых актов муниципальных образований»
Виды нормативных правовых актов, принимаемых органами и должностными лицами местного самоуправления, устанавливаются федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» от 6 октября 2003 г. и уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В каждом отдельном муниципальном образовании складывается своя система нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления не имеют права принимать законодательные акты, они действуют на их основе. В результате органы местного самоуправления принимают многообразные виды нормативных правовых актов.
По юридическим свойствам различают нормативные не нормативные правовые акты.
По сфере административно-правового регулирования можно выделить следующие виды нормативных правовых актов муниципальных образований, регулирующие: создание органов администрации муниципальных образований; охраны общественного порядка, окружающей среды; организации пожарной безопасности; обеспечение благоустройства; санитарного благополучия; создания условий для досуга и массового отдыха; охраны культурного наследия; организации сбора; вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; создания, содержания, и организации деятельности аварийно-спасательных служб; осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах; охраны их жизни и здоровья и т. д.
Такие положения, а также порядок подготовки, принятия, опубликования, введения в действие муниципальных нормативных правовых актов и их прекращения следует закрепить в Федеральном законе «Об актах государственного управления в Российской Федерации».
В целях создания единой и согласованной системы муниципальных нормативных правовых актах в указанном законе предлагается установить следующую модель нормативно административно- правовых актов органов муниципальных образований, которая в зависимости от юридической силы актов представляется нам следующей.
1) Устав муниципального образования как источник административного права – это основной нормативный правовой акт муниципального образования, определяющий его статус, регулирующий наиболее общие правовые основы организации и осуществления административно-публичной деятельности, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права.
2) Решение как источник административного права – это нормативный правовой акт, принятый на референдуме, или акт представительного органа муниципального образования, регулирующий осуществление административно-публичной деятельности в отдельных сферах жизнедеятельности муниципального образования или по отдельным ее направлениям, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права.
Устав муниципального образования и решение, принятое на референдуме, обладают равной юридической силой. Ступень ниже занимают решения представительного органа муниципального образования.
3) Положение как источник административного права – это кодифицированный нормативный правовой акт, издаваемый главой муниципального образования ли главой местной администрации, регламентирующий правовой статус, структуру, порядок образования и деятельности, функции, задачи того или иного органа муниципального образования или его части, определяющий полномочия, компетенцию данного орган, в общих чертах закрепляющий права и обязанности должностных лиц этого органа, устанавливающий, изменяющий нормы административного права.
4) Постановления как источник права – это нормативный правовой акт главы муниципального образования или главы местной администрации, регулирующей осуществления административно – публичной деятельности в отдельных сферах жизнедеятельности муниципального образования или по отдельным ее направлениям, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права.
Юридическая сила иных нормативных правовых актов муниципального образования зависит от положения органа или должностного лица муниципального образования из издавших .
5) Инструкция как источник административного права - это нормативный правовой акт, издаваемый органами муниципального образования в пределах их компетенции для конкретизации применения нормативного правового акта вышестоящего государственного или муниципального органа с целью осуществления права по поводу объектов права, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права.
6) Правила как источник административного права – нормативный правовой акт, издаваемый органами муниципального образования. Содержащий процедуру осуществления отдельных видов деятельности этих органов, их должностных лиц в административно- публичной сфере, последовательность и содержание такой деятельности, а также порядок действий по реализации и исполнению соответствующих субъективных прав и обязанностей для физических и юридических лиц, изменяющий или отменяющий нормы административного права.
7) Распоряжение как источник административного права – локальный нормативный правовой акт, издаваемый всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, регулирующий осуществление административно-публичный деятельности в отдельных сферах жизнедеятельности муниципального образования или по отдельным ее направлениям, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы административного права.
8) Приказ – индивидуальный правоприменительный административно – правовой акт, издаваемый всеми должностными лицами муниципального образования на основе и во исполнении нормативного правового акта для решения отдельных вопросов в административно – публичной сфере. Приказ не имеет нормативного характера, поэтому не является источником административного права.