С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом №426-ФЗ от 28 декабря 2014 года «О специальной оценке условий труда» в сфере охраны труда появилось новое понятие. Специальная оценка условий труда пришла на смену аттестации рабочих мест,
она позволяет выявить вредные факторы производственной среды и трудового процесса, а также ранжировать условия труда по классам – оптимальные, допустимые, вредные, опасные. По результатам спецоценки будут разрабатываться мероприятия по улучшению условий труда, обеспечению работников средствами защиты и компенсациями, а кроме того, будут определяться тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд.
Спецоценка должна проводиться раз в пять лет за исключением внеплановой специальной оценки. Такая же схема действовала и для аттестации рабочих мест. У каждой стороны, участвующей в спецоценке, есть свои права и обязанности. В частности, работник имеет право присутствовать во время проведения оценки условий труда на его рабочем месте, обратиться за разъяснениями и обжаловать ее результаты. При этом работодатель обязан довести результаты спецоценки до сведения сотрудника.
В зависимости от того, к какому классу отнесено рабочее место, определяется тариф, по которому работодатель делает отчисления в Пенсионный фонд. Чем безопаснее условия труда, тем меньше отчисления. Кроме того, по результатам специальной оценки условий труда устанавливается объем различных компенсаций работнику за вредные (опасные) условия: повышенная зарплата, дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, досрочная пенсия. Еще одним отличием спецоценки от аттестации рабочих мест является такое понятие как идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, закрепленное в ст.10 №426-ФЗ. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Ведущий специалист по охране труда
Администрации Боградского района В.С.Ознобкин