Состоялся IV межрегиональный конкурс любительских театральных коллективов «Потомки Белой Волчицы», посвященный Году театра в России. Он собрал 13 сильнейших театральных коллективов, а это – 130 самодеятельных артиста. Два дня показывали свое мастерство на сцене большого зала Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева Музыкально-драматический театр Барун-Хемчикского кожууна республики Тыва, народные и образцовые театры Минусинска, Абакана, Саяногорска, Аскиза, Беи. А также – наш пушновский театральный коллектив «Кактус Плюс».
- Было немало артистов-соперников, с которыми мы уже не раз встречались на театральной сцене. И встретились с ними вновь как со старыми знакомыми, переживающими друг за друга. Они – талантливые артисты и очень сильные соперники! – поделилась с нами своими впечатлениями художественный руководитель Валерия Лыкум. – Но мы приняли решение, что обязательно должны принять участие, так как у нас уже был подобный соревновательный опыт благодаря межрегиональному фестивалю-конкурсу, который проходил в Аскизе.
Все постановки оценивало конкурсное жюри, в состав которого вошли высокопрофессиональные деятели театрального искусства Хакасии под председательством заслуженного артиста Российской Федерации, народного артиста Хакасии Геннадия Чаптыкова.
И будет совсем неправильным сказать, что жюрить им было легко и просто. Ведь каждый коллектив демонстрировал свое, индивидуальное видение выбранного сюжета, свой подход, свое мастерство и владение сценой.
Сценарий нового авторского спектакля Валерии Лыкум «Будет жить на земле любовь» по мотивам хакасского фольклора был интересным и даже ранее одобрен на литературном конкурсе «Мудрость предков – детям. Название говорит само за себя – это легенда о нежной любви двух молодых людей, сохранивших искреннее и трогательное чувство, несмотря на коварство, обман и угрозу жизни.
- Хуу Хат, коварная ведьма, хочет помочь своему господину Эрлик Хану, повелителю подземного мира, уничтожить человеческую любовь, чтобы завоевать мир людей, - рассказывает Валерия Анатольевна. – Она узнает от своих слуг – айна, что на земле в урочище Карчалык проживает молодая девушка Хынарий, чье имя означает Любовь, и молодой охотник Мирген, нежно любящие друг друга, и направляется туда. Ведьма решает погубить красавицу и принести ее закаменевшее сердце своему повелителю. Но для этого нужно, чтобы охотник поцеловал другую девушку – сердце красавицы от горя закаменеет, а Мирген обратится в демона Шулмаса. Охотнику предстоит понять, кто из двух одинаковых девушек его любимая, а кто – коварная ведьма. Сможет ли он распознать свою любимую или мир погибнет?
- А кто же сыграл роли двух одинаковых девушек?
- Наши артистки далеко не новички и уже не впервые выступающие на республиканской сцене – близнецы Маша и Даша Скрипуновы. И я отмечала неподдельный интерес и удивление как зрителей, так и членов жюри, увидевших такой поворот пьесы. А вообще, мне всегда хотелось придумать какой-нибудь интересный сюжет, используя близнецов. В спектаклях «Дети войны» и «Чёрная берёза» у них была роль, но второстепенная. А мне хотелось большего, чтобы опереться на их схожести.
- Интересно, а как же все-таки охотник определил, кто же его любимая?
- Да, пришлось поломать голову, придумывая варианты. Но лучший мне предложила моя дочь Татьяна, в прошлом работавшая художественным руководителем нашего Дома культуры, поэтому неплохо ориентировалась в этом виде творчества.
- И все-таки?
- Охотник Мирген уже был ошибочно близок к тому, чтобы поцеловать перевоплощенную ведьму, которая заключила его в объятья, как внезапно, бросив взгляд на другую девушку, увидел, что у нее по щеке бежит слеза (у Маши, сыгравшую роль Хынарий, действительно текли по лицу слезы, ее игра пленяла своей женственностью и совершенной кристальной чистотой). А ведь, «не может плакать тот, у кого нет души. Не умеет любить тот, у кого нет души». Так естественно и убедительно Максим Бортницкий воплотил образ охотника, его сомнения и его озарение, что «проняло» до мороза по коже.
В этот спектакль впервые мы ввели роль сказительницы (обычно слова автора записывались и накладывались на музыку), с которой дебютировала Надежда Бортницкая. И на мое предложение, она отреагировала довольно оптимистично, и даже, я бы отметила, с радостью. К чести сказать, трудилась она добросовестно, без устали повторяя новое произношение, интонацию, движения и лицевые эмоции. А как к лицу ей шел хакасский наряд!
- Валерия Анатольевна, вы как художественный руководитель, как сценарист, постановщик, режиссер, поделитесь секретом, как удается сочетать слова и действия?
- Когда я пишу пьесу, то точно знаю, как должны актеры двигаться, какие эмоции должны выдавать, как говорить и почти всегда знаю определенно, кто эту роль будет исполнять. Во всех своих спектаклях, лично показываю артистам, как они должны проживать эту роль. Именно прожить, а не сыграть! Так, что бываю и подростком, и нечистью, и матерью, и отважной, и трусом, и жестокой – в зависимости от роли.
- Как добиваетесь, чтобы актеры сыграли именно так, как вы видите?
- На репетициях очень часто звучат шутки и ребячество, и я вместе со всеми, бывает, дурачусь. Но чаще, я серьезна, голос у меня громкий, зычный, иногда на них кричу, но в основном объясняю действиями. А когда мои артисты, расслабятся (комичных моментов избежать трудно), могу остановить баловство взглядом. Он у меня бывает жутко серьезный, многоговорящий!
- В вашей пьесе звучат знакомые названия: река Арбат, ручей Харыс, утёс Харчылыг Таг, Аба-ойых? Вам самой приходилось бывать в этих местах?
- Довелось заниматься информационно поисковой деятельностью, и чтобы прочувствовать энергетику описываемых мест, я посетила аскизскую Хуртуях Тас - Мать матерей, Казановку, когда мы ездили на межрегиональный театральный конкурс в Аскизе. И в нашем районе специально ездила в Карчалык, видела Чёрную берёзу и живой, и после того, как ее спилили.
Была на Салбыкских курганах, Боярской писанице, в гроте Двуглазка, в Бородинскую пещеру спускалась вместе с группой из Совхакасии. Посетила Айлых сын – Лунный хребет, находящийся в стороне Бородино. Была на Туимском провале – впечатляет.
Практически во всех моих пьесах действия происходят в реальных местах. Много читаю про хакасскую культуру, чтобы найти что-нибудь нужное для написания пьесы, ведь наши спектакли носят этнический характер. Просматривая топонимический словарь Хакасско-Минусинского края, заинтересовалась Аба-ойых (Медвежье углубление) – местность по реке Большие Арбаты, где согласно легендам, находится отверстие в подземный мир (чир тӱндӱгi). Это моментально стало идеей для написания интересного сюжета.
К примеру, описываю место проживания матери Ойлы с дочерью Хынарий в местах урочища Харчылыг – это Карчалык, неподалёку от села Первомайск. Там действительно существует иручей Харыс, и утёс Харчылыг Таг, и печально знакомая свое историей Чёрная берёза.
Помимо этого, мы стараемся показать традиции и обычаи хакасов. В спектакле «Будет жить на земле любовь» показан обряд кормления огня молоком, который провела хозяйка дома, мать Ойла – Ольга Галимулина. Она очень проникновенно сыграла роль матери, встревоженной беспечностью своей дочери, мудрой женщины, знающей обычаи предков и почитающей их.
Хорошим украшением стало хореографическое оформление, которое заполнило всю сцену. Варя Когоякова, Настя Сагалакова и сёстры Люба и Аня Семёновы-Капач замечательно справились с задачей изобразить айна – нечистей. Помимо танцевальных энергичных движений, они смогли мимикой передать идею автора. Ну, а я сыграла коварную ведьму Хуу Хат.
Нам выпало завершать театральный конкурс, который длился два дня. Артисты, ожидая своей очереди, порядком подустали, но моментально ожили, стряхнули с себя усталость, загорелись глаза и на едином дыхании отработали спектакль. Громкие аплодисменты и одобрительные возгласы убедительно развеяли все тревоги.
Образцовый театральный коллектив «Кактус Плюс» занял призовое место, и члены жюри вручили нам диплом лауреата 3 степени. Мне, как руководителю, дополнительно вручили благодарственное письмо. Теперь красивый блестящий кубок лауреата пополнит копилку наших предыдущих наград.
- Валерия Анатольевна, игра актеров, безусловно, видна и важна, но не только она приводит к победам и высоким достижениям. Кто ваши герои, которые всегда остаются, как говориться, за кадром?
- Это осветитель Елена Сахапова, звукооператор Елена Никифорова. Они очень ответственно подошли они к своим обязанностям, отсюда и такой результат.
С чувством признательности и благодарности за содействие в организации поездки обращаемся к управлению культуры, молодежи, спорта и туризма в лице Е.А. Круговой, директору районного Центра культуры и досуга в лице Е.А. Николаеня, главе администрации Пушновского В.В. сельсовета Гуска.
Отдельная благодарность Е.А. Заспо за оформительскую помощь костюмов и реквизита, директору Большеербинского Дома культуры Е.Г. Малофеевой за предоставление костюмов.
Приятно было видеть в зале своих поклонников, знакомых, земляков, пришедших поддержать наш коллектив.
- Что для вас театр?
- Мне нравится этот мир, где всё понарошку, но всё по-настоящему.Чтобы донести до зрителя идею спектакля, заставить почувствовать и проникнуться им, артисты вживаются в свои роли так, что сами начинают верить своим персонажам и переживают всё вместе с ними. И тогда они могут передать дух пьесы так, чтобы её смотрели и понимали, и хотели смотреть и слушать ещё. Силами театра оживают на сцене сказки и легенды народов Хакасии. Через театрализованную деятельность наш коллектив стремится изучать истоки национальной культуры, воспитывать уважение к народностям, населяющих наш край.
А ещё – это замечательная возможность получить новые идеи, укрепить веру в свои способности, получить впечатления и замечания, перенять опыт, поучиться у других, ведь у меня нет режиссёрского образования.
А с другой стороны, театр – это дорогостоящее занятие: декорации, звуковое оформление, практически все приходится делать самим, шьем, мастерим. Часто возникают трудности с транспортом, мы вынуждены со своих скудных доходов от платных услуг оплачивать электроэнергию, интернет, а так же транспортные расходы, защищая честь Боградского района в значимых мероприятиях нашей республики. Хотя этим средствам мы могли бы найти иное применение, в частности заказать костюмы для нашего театра, а не собирать их по всему району.
Разочаровывает и доставляет огорчение то, что «варимся в собственной каше», нет финансов, чтобы шить специальные хакасские костюмы, выехать на более серьезный конкурс, чтобы испытать свои силы. И нельзя сбрасывать со счёта человеческий ресурс в небольшом селе с дефицитом рабочих мест.
- А каковы ваши планы на будущее?
- Сейчас продумываем костюмы и реквизит к новому спектаклю «Белые ангелы с опалёнными крыльями», написанному к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. А также подбираем артистов.
Действие происходит в оккупированном немцами украинском городе Харькове. Как украинская девочка со своими детдомовскими товарищами, совершившими настоящий подвиг, смело противостоят захватчикам. Как расстрелянная фашистами, долго находится между жизнью и смертью, оказывается в далёкой Хакасии, обретает мать.
Нам нужен костюм фашистского офицера, на крайний случай солдата, нужна немецкая каска. Немецкий автомат, почти как настоящий, уже смастерил умелец нашего Дома культуры Сергей Зыков. Ещё немало всяких тонкостей, а когда всё соберём, начнутся репетиции. Делать надо всё в ускоренном режиме, времени мало. Ведь помимо этой работы, впереди День матери, День народного единства, новогодние праздники и ещё немало других мероприятий.
- Валерия Анатольевна, поздравляем вас с очередным достижением на театральном поприще и пусть все ваши начинания и планы обязательно воплотятся в жизнь!