Росли у матери Ойлы две близняшки – Майра и Тайра. И была у них еще сестра Хара-Хазын. И поинтересовались как-то у мамы старшие дочери, почему она младшую назвала таким странным именем.
- Хара Хазын - это Черная Береза. Обычно все березки белые, но бывают и черные. Большая редкость и великая радость увидеть ее. И наша девочка тоже необычная, она не такая как все, ей дано больше, чем нам, обычным людям. Она добрая, лечит людей, обладает большой целительной силой. Когда она родилась, ярким оранжевым светом засверкало солнце, его луч упал прямо на её лицо, внезапно пошёл дождь, такой добрый, такой тёплый и над нашей юртой куполом повисла радуга, а подувший ветерок прошелестел ей имя – Хара Хазын, - ответила им мать Ойла.
Но однажды пришла к ним хромая, старая женщина в накидке. И так давно она уже была в пути, что все ноги себе стерла.
Попросила мать Ойла свою дочь Хара-Хазын помочь бедной женщине, полечить. Вот только девушка сразу увидела истинную сущность необычной гостьи:
- У тебя ночь в глазах, ночь в душе. И она рвется наружу. А когда вырвется, будет большая беда, - говорит Хара-Хазын.
Не обмануло предчувствие девушку. Ведь это была сама Таг Харазы, дочь Великого Эрлик-хана, главы подземного мира, предводителя всех полчищ злых духов. И помыслы ее были действительно темные – захотела она забрать Хара-Хазын, чтобы передать отцу, который подчинит ее себе и будет творить зло на земле.
Грудью стала мать Ойла, защищая свою дочку, не отдала. Но и старуха не собиралась так просто сдаваться. Ушла, пообещав отомстить. Нависло горе над доброй юртой, но успокаивает Хара-Хазын своих родных:
- Мама, не волнуйся, - просит она. – Сейчас мы с сестрами обратимся березками, и не сможет злая ведьма нас отыскать, а когда ты захочешь нас навестить, другие березки покажут, куда идти.
Исполнилось желание девочки. Вот только сама Хара-Хазын превратилась не в простое деревце, а в настоящую святыню, к которой продолжали идти люди, просить у нее помощи. И всем помогала она. И стала она Черной Березой.
Много времени прошло с тех пор, много воды утекло, но стоит Черная береза, окруженная подругами и сестрами – березами. Раненные, больные и изможденные звери приходят к ней, покидая ее здоровыми и сильными. Люди с почтением и благодарностью повязывают яркими, разноцветными лентами – чалама кудрявые ветви за здоровье, радость и счастье, которое она дарует. Лишь людей с темной душой, алчных, завистливых и жадных она не слышит.
Каким и был охотник Хомай.
- Так вот пришел я к этой березе, попросил денег побольше - не лишние, деньги – это власть! Да, чтоб жену дала самую красивую… Чалама повязал из китайского дорогого шелка, деньги и подарки положил под дерево, а эта черная коряга!!! …Ушла от меня жена. Один я остался! Такая меня злоба душит! - негодовал Хомай, изливая душу ведьме Таг Харазы, которая и вручила обезумевшему охотнику топор.
Содрогается Черная Береза, сестры пытаются ее защитить, стонет земля от содеянного зла. Но сделал Хомай свое черное дело, упала девушка, небо потемнело, изошлось слезами.
А тут и мать нашла их.
- Человек такое не мог совершить, на надежду, на святыню людскую руку поднять! Не будет ему покоя ни на земле, ни под нею! Не забудут тебя благодарные люди, ведь ты пустила корни добра и света в сердца людей. Никогда не зарастет к тебе тропа и земля эта была и будет священной! Во имя людей! - плачет Ойла.
И словно сжалились высшие силы над безутешной матерью, новую жизнь дали на месте погибшей Березки, из пня потянулся к солнцу росток с нежными листочками.
Именно эту драматическую пьесу представила на суд строгого жюри республиканского литературного конкурса «Мудрость предков – детям» художественный руководитель Пушновского Дома культуры Валерия Лыкум, за что в итоге получила диплом победителя.
И ее пьесы «Черная береза», а также «Пой, мой чатхан», рекомендованы к изданию в 2018 году с указанием «Победитель Республиканского литературного конкурса «Мудрость предков - детям». Остальным участникам вручили памятные сертификаты.
В этом году в конкурсе приняли участие поэты, прозаики, драматурги из разных районов Хакасии и Красноярского края.
- Войти в их число мне предложила директор Боградской библиотечной системы Татьяна Николаевна Калабина, с которой мы знакомы уже более 15 лет, которая, к её чести сказать, хорошо знает способности и возможности многих работников культуры - рассказывает Валерия Анатольевна. – И я согласилась, не раздумывая. Ведь это новый опыт, возможность встретится и пообщаться с интересными людьми. О том, что могу победить, даже не думала. Рассуждала: ведь пишу не только для себя, может кому нибудь это нужно- а я могу…
Безусловно, оказаться единственной победительницей, всегда приятно. Это еще раз подтверждает то, что выбрана правильная стезя в жизни. Значит, надо и дальше развиваться в этом направлении. Но для Валерии Лыкум более дороги и значимы победы и достижения ее подопечных – театрального коллектива «Кактус Плюс», который за свою 14-летнюю историю успел выступить с представлениями не только на сценах родного села Пушное, в Бограде, Абакане, но и представить свои спектакли зрителям Аскиза, Бурятии, Сочи. За это время он завоевал звания народного, а потом и образцово-показательного театра.
И именно с ним связаны первые шаги Валерии Анатольевны, как писателя. Уроженка украинского города Харьков, она в 17-летнем возрасте переехала в Пушное, более двадцати лет проработала в зверосовхозе «Хакасский». Как победительницу соревнований, по комсомольской путевке ее отправляли даже в Болгарию.
А потом перешла в Дом культуры. Тогда, в 2010 году прежний наставник местного театрального коллектива Светлана Михайловна Насибова ушла, передав его по наследству новому руководителю. И перед Валерией Лыкум стала ответственная задача – не снижать планку, продолжать развивать дальше творчество «Кактус Плюса», подтверждать звание.
- А для этого надо было ставить новые спектакли, сочинять новые пьесы, - продолжает Валерия Анатольевна. – Сказки же я всегда любила, читала, даже в старшем возрасте. Правда, с хакасскими начала знакомиться только в этот период. Знаете, они похожи. Но я хотела, чтобы они были не похожи, а конец – всегда был не предсказуем.
Кроме того, к писательству ее сподвигло и общение с заслуженной артисткой Российской Федерации, республики Хакасия Татьяной Андреевной Майнагашевой и ее мужем – народным артистом Хакасии и Российской Федерации, заслуженным деятелем искусств республики, режиссером-постановщиком Юрием Матвеевичем. Они, не единожды приезжали в Пушное, проводили мастер-классы.
Как рассказывает Валерия Лыкум, она многому научилась у них, как говорится, поднаторела. И на сегодняшний день у Пушновского писателя насчитывается уже семь авторских спектаклей на тематику хакасского фольклора.
Но чтобы написать каждую из них, надо апеллировать в первую очередь историческими и культурными знаниями, обрести которые ей помогали и помогают, по сей день Надежда Георгиевна Капитонова и другие работники районной библиотеки им. С.А. Пестунова.
- Очень плохо, что в свое время уделялось мало внимания именно хакасской культуре, истории, - сетует Валерия Анатольевна. – С трудом приходилось отыскивать информацию об обрядах, традициях коренного народа, об особенностях их верований, одежды и т.д. Ведь надо было не просто сказку написать, а прожить ее на сцене. Я уже не говорю о том, что на различных конкурсах нас оценивали люди, которые эти знания впитывают с молоком матери. К счастью, сейчас ситуация несколько изменилась, в нашу жизнь вошел интернет, оттуда можно подчерпнуть много полезных сведений.
Еще в самом начале своего творческого пути Валерия Лыкум как-то сразу определилась, что все драматургические постановки должны быть обязательно на хакасскую тематику (уж коли мы живем в Хакасии) и обязательно жизненные, то есть в каждой из них должны отражаться особенности нашей малой родины.
Вот та же легенда о Черной Березе. Жители, наверняка, помнят, что была такая на Карчалыке. И именно акт вандализма, произошедший здесь насколько лет назад (деревце действительно спилили) произвел на пушновского автора самое удручающее впечатление. Ведь она сама была здесь, повязывала чалама. А в один из приездов Валерия Анатольевна вдруг увидела на месте погубленной березки новый росток. Очень надеялась, что он наберется силы, вырастит в новую святыню. Не сбылось… Но свою мечту она воплотила в пьесе.
И, кроме того, главные ее героини тоже вполне реальные люди, которых односельчане очень хорошо знают. Ойла – это Ольга Галимулина, Майра и Тайра – ее дочери-близняшки Маша и Даша.
Кстати, нынче за «Черную Березу» Валерия Анатольевна уже получила положительный отзыв и одобрение прозаика, критика, драматурга из Санкт-Петербурга, Члена Союза писателей XXI века, Лауреата литературной премии Н.В. Гоголя, проводившего семинар по драматургии в Краевой научной библиотеке города Красноярска Владимира Шпакова. А это, согласитесь, говорит о многом.
Возможно, данное обстоятельство также сыграло свою роль на республиканском конкурсе – его участникам и жюри было интересно послушать легенду, как говориться, из первых уст, от самого автора.
- На самом деле, не было ощущения, что это конкурс, что у меня есть соперники, - признается Валерия Лыкум. – Поэтому и волнения не было. Хотя мне некогда волноваться, даже когда выступают мои коллективы. Потому что мне надо подсказывать, руководить, а не тратить нервы на лишние переживания. К тому же, зачастую я сама выхожу на сцену в качестве артистки.
Так было и 11 ноября. Поэтому на I республиканском фестивале-конкурсе любительских театров «Потомки белой Волчицы» «Кактус Плюс», выступая со спектаклем «Ангел земной», естественно, стал лучшим в своей номинации.
Но и это еще не все. Кроме нашего прославленного, образцового театра, на конкурс поехал и совсем молодой – Большеербинский самодеятельный коллектив «Капельки», которому насчитывается всего пару лет отроду.
- Сейчас я работаю и в Большеербинском Доме культуры, - рассказывает о рождении нового «детища» Валерия Лыкум. – И задалась идеей, можно ли «с нуля», еще не зная толком людей, их возможности, создать новый коллектив. Но у нас получилось. За эти два года мы показали 19 миниатюр, сценок, в том числе, и авторских спектаклей для зрителей села. Уже завоевали диплом в номинации «За лучший сценарий», кубок за участие во II республиканском конкурсе детских и юношеских любительских театральных коллективов Хакасии «Свет рампы»
В этот же раз детский драматический кружок «Капельки» со спектаклем «Сердце матери» стал лауреатом третьей степени. Кроме того, диплом за лучшую актерскую работу вручили юной, талантливой актрисе Юле Усиковой.
Разве могла в свое время Валерия Анатольевна подразумевать, что творчество не просто увлечет ее, но и поможет достичь таких результатов. А ведь началось все, как она сама смеется, с простого слова «Надо!».
Когда пришла в культуру, «Надо!» было рисовать, так как оформление много значит и не нужно никого просить. Хотя в школе была тройка по рисованию. «Надо!» было петь. Не просто петь самой, но и научить других. И сегодня без пушновского хора «Подруженьки» не обходится ни одно мероприятие. Когда в ее жизни появился «Кактус Плюс», «Надо!» было стать сценаристом, режиссером, актером.
- На самом деле у каждого человека столько возможностей, о которых он даже не подозревает, пока не в его жизни не появляется «Надо!», - уверена Валерия Лыкум.
И сегодня, когда она пишет новое произведение, в голове уже представляет себе всю картинку. Кто где должен стоять, какие действия совершать, как должна быть оформлена сцена, какие костюмы, какие декорации. Зная своих подопечных, знает, кому какую роль поручить. Ведь по ее убеждению, театр (даже сельский) – это не просто вышел на сцену и произнес слова. Ты должен показать, сыграть, донести до зрителей свои эмоции. Чтобы они не просто посмотрели спектакль, а поверили тебе, прожили на сцене вместе с тобой эти яркие, удивительные, завораживающие, трагические минуты.