ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по исполнению Программы по повышению эффективности
бюджетных расходов до 2013 года
Постановлением Главы муниципального образования Боградский район от 20.04.2011 года № 300 утверждена Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года.
1.Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы муниципального образования Боградский район.
Формирование проекта решения Совета депутатов Боградского района «О бюджете муниципального образования Боградский район» осуществляется в соответствии с требованиями статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, т.е. предельный дефицит местного бюджета не превышает 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Внесение изменений в решение Совета депутатов от 20.03.2008 г. № 194 «Об утверждении Положения «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Боградский район» проводится по мере необходимости, так в 2011 году внесено изменение, предусматривающее формирование проекта бюджета на трехлетний период.
2.Переход к программной структуре расходов бюджета.
Постановлением главы муниципального образования Боградский район от 26.08.2009 г. № 572 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ» утвержден Порядок проведения оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ муниципального образованияБоградский район.
Перечень муниципальных целевых программ, подлежащих финансированию из бюджета муниципального образования Боградский район ежегодно утверждается решением Совета депутатов «О бюджете муниципального образования Боградский район» с указанием сумм финансирования по каждой программе. Муниципальные программы в основном утверждаются на трехлетний период. В течение 2012 года были утверждены две новые муниципальные программы «Доступная среда для инвалидов» и «Старшее поколение». В 2013 году разработана и утверждена программа «Сохранение и развитие малых сел Боградского района на 2013-2015 г.г.»
В отношении местного бюджета переход к программному бюджету будет начат с 2014 года.
3.Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Решением Совета депутатов муниципального образования Боградский район № 537 от 16 декабря 2010 г. «Об утверждении Положения «Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений муниципального образования Боградский район в переходный период» переходный период на территории Боградского района был определен с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года. В настоящее время все учреждения культуры, образования поменяли типы учреждений (муниципальные бюджетные учреждения), разработали и утвердили планы финансово-хозяйственной деятельности, муниципальные задания.
4.Повышение эффективности предоставления бюджетных и муниципальных услуг
В целях реализации требований Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» было разработано ряд нормативно-правовых актов:
-Постановление главы муниципального образования Боградский район от 06.12.2010 г. № 703 «Об утверждения Порядка создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Боградского района»;
-Постановление главы муниципального образования Боградский район от 11.03.2011 г. № 173 «О создании рабочей группы по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений Боградского района»;
-Постановление главы муниципального образования Боградский район от 16.03.2011 года № 188 «Об утверждении видов особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения Боградского района, и утверждении Порядка ведения перечня особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения»;
-Постановление главы муниципального образования Боградскийрайонот 24 марта 2011 года № 207 «О порядке осуществления муниципальным бюджетным учреждением полномочий органа муниципальной власти исполнению публичных обязательств перед физическим лиц, подлежащих исполнению в денежной форме, порядке финансового обеспечения их осуществления, а также утверждения перечня указанных публичных обязательств»;
- Постановление главы муниципального образования Боградский район от 2.04.2011 года «Об утверждении Перечня услуг, предоставляемых МУЗ «Боградская РБ» за счет средств муниципального бюджета»;
-Постановление главы муниципального образования Боградский район от 11.05.2011 г. № 325 «Об установлении порядка определения платы за оказание МУЗ «Боградская РБ» услуг (выполнения работ), относящихся к основным видам деятельностибюджетного учреждения, для граждан и юридических лиц»;
-Постановление главы муниципального образования Боградский район от 11.05.2011 г. № 324 «Об утверждении первоначальных нормативов затрат на оказание услуг МУЗ «Боградская РБ» физическим и (или) юридическим лицам»;
-Постановление главы муниципального образования Боградский район от 19.05.2011 г. № 346 «О закреплении особо ценного движимого имущества за бюджетными учреждениями»;
-Постановление главы муниципального образования Боградский район от 24.05.2011 г. № 357 «Об утверждении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений муниципального образования Боградский район»;
-Постановление главы муниципального образования Боградский район от 14.07.2011 г. № 473 «Об утверждении перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями культуры»;
-Постановление главы муниципального образования Боградский район от 18.07.2011 г. № 487 «Об утверждении перечня услуг, предоставляемых муниципальными образовательными учреждениями муниципального образования Боградский район»;
-Постановление главы муниципального образования от 05.07.2011 г. № 460 «Об утверждении Порядка проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг и учета результатов оценки при формировании расходной части бюджета муниципального образования Боградский район».
- Постановление главы муниципального образования Боградский район от 31.08.2012 г. № 587 «Об утверждении методики определения расчетно-нормативных затрат на оказание органами местного самоуправления и (или) находящимся в их ведении муниципальными учреждениями муниципальных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений»;
-Постановление главы муниципального образования Боградский район от 20.09.2011 г. № 632 «Об утверждении Порядка мониторинга потребности в муниципальных услугах и порядка учета результатов мониторинга при формировании проекта бюджета муниципального образования Боградский район»;
-Постановление главы муниципального образования Боградский район от 30.09.2011 г. № 661 «О порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Боградского района и финансового обеспечения выполнения муниципального задания»;
-Постановление главы Боградского района от 10.01.2012 г. № 07 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ)»;
-Постановление главы Боградского района «Об утверждении Порядка проведения опросов населения муниципального образования Боградский район о качестве предоставления муниципальных услуг (работ)».
Муниципальные задания на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов утверждены для всех муниципальных бюджетных учреждений, подписаны Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетными учреждениями муниципальных заданий. Соглашения подписаны не позднее одного месяца со дня официального опубликования решения о бюджете. Стандарты качества утверждены для всех муниципальных услуг.
5.Развитие системы муниципального финансового контроля.
Обеспечение финансового контроля на территории муниципального образования Боградский район осуществляет председатель контрольно-счетной комиссии, штатная единица председателя контрольно-счетной комиссии входит в состав Совета депутатов Боградского района.
6.Формирование комплексной муниципальной контрактной системы.
Ключевым инструментом процесса планирования закупок является составление прогнозных планов, которые разрабатываются на основе номенклатуры продукции для государственных и муниципальных нужд, определенной Минэкономразвития России.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельно решают проблемы обеспечения муниципального образования необходимыми товарами, работами, услугами. Ключевым инструментом в этом процессе выступает закупка товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, которая в достаточной мере раскрывает сущность такого процесса как удовлетворение соответствующих муниципальных нужд и позволяет экономить бюджетные средства.
Потребность в приобретении продукции появляется у бюджетных учреждений и организаций в связи с необходимостью обеспечения выполнения их функций.
На этом начальном этапе осуществляется планирование будущих расходов бюджетополучателей на очередной финансовый год и на плановый период (3 года).
Структура и объем закупок продукции для муниципальных нужд определяются заказчиками, исходя из объемов финансирования из бюджетов и внебюджетных фондов за вычетом расходов на заработную плату и других расходов, не связанных с расходами на закупку продукции.
При внесении натуральных и стоимостных показателей за отчетный и текущий годы учитываются и используются данные финансово-бухгалтерской отчетности в части финансирования закупок продукции за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования; федерального государственного статистического наблюдения по форме № 1- торги «Сведения о проведении торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; соответствующего реестра государственных (муниципальных) контрактов, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; реестра закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.
При формировании прогнозных лет применяются нормативный метод (объем закупок определяется исходя из удельных нормативов потребления/использования и числа физических или юридических лиц, органов местного самоуправления или иных получателей бюджетных средств, бюджетных учреждений (продукты питания, электроэнергия, тепловая энергия)); метод индексации расходов (объем закупок определяется на основе индексации расходов прошлых лет (бумага, промышленные товары, строительные работы, транспортные услуги, услуги электросвязи, услуги в области архитектуры, услуги информационных агентств и прочие услуги); плановый (объем закупок определяется на основе ранее определенного плана-графика, в том числе – с возможной корректировкой для разных лет (печатная продукция, металлические изделия, котлы, насосы, бытовые приборы, офисное оборудование, вычислительная техника, осветительное оборудование, спортивные товары, пассажироперевозки, страхование, услуги по купле-продаже жилых зданий); формульный (объем закупок определяется на основе нормативно закрепленной или сложившейся формулы расчетов (уголь, нефтепродукты)).
Планирование закупочной деятельности направлено на исполнение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств.
Планирование заказа начинается со сбора и анализа информации о потребностях муниципального образования. Выявляются основные направления заказа, объемы необходимых товаров, услуг, рассматриваются источники финансирования и софинансирования.
Планы закупок продукции для обеспечения муниципальных нужд формируются исходя из мероприятий муниципальных целевых программ, планов и программ развития муниципального образования, иных документов программно-целевого планирования, утвержденных в установленном порядке, а также иных документов, определяющих цели и задачи деятельности органа местного самоуправления.
Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, включаемые в планы закупок, подлежат оценке обоснованности в процессе подготовки муниципальных целевых программ, планов и программ развития района, иных документов программно-целевого планирования на предмет соответствия таких закупок:
целям и мероприятиям разрабатываемых муниципальных целевых программ, планов и программ развития муниципального образования, иных документов программно-целевого планирования;
функциям и полномочиям органа местного самоуправления;
предельным объемам бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию соответствующих мероприятий;
иным нормативным правовым актам.
При формировании заказчиками планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд учитывается такая особенность планирования и прогнозирования как нормирование, что предполагает установление минимально достаточных требований к товарам, работам, услугам, приобретаемым для обеспечения деятельности заказчиков.
Планирование закупок для муниципальных нужд осуществляется структурными подразделениями заказчиков на основе приоритетных направлений социального и экономического развития района по отраслям с учетом полномочий, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ежегодно на основании планов закупок продукции принимаются планы-графики осуществления закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. В план-график включаются сведения об условиях контрактов, минимально необходимые требования к объектам закупок, начальная (максимальная) цена контракта и иные сведения, достаточные для идентификации каждой конкретной закупки, а также график осуществления процедур закупки.
В 2013 году закупки оцениваются в 171 279,1 тыс. рублей, или 164,1% к фактическому уровню 2012 года. На долгосрочный период (2014 – 2016 годы) прогнозируемые закупки составят соответственно 117 526,48 тыс. рублей, 117 087,32 тыс. рублей, 103 577,47 тыс. рублей. Снижение объема прогнозируемых закупок связано с сокращением объема закупаемых работ с 52,8 до 38%, однако наблюдается рост объема закупаемых товаров и услуг с 35,5 и 11,7 до 47 и 15 % соответственно.
7.Развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
Оснащенность бюджетных учреждений, в том числе централизованных бухгалтерий поселений района, компьютерной техникой и программными продуктами в настоящее время удовлетворительное.
Для организации бюджетного учета используется программный продукт «1С Бухгалтерия», версия для бюджетных учреждений. Бюджетная отчетность составляется в программном продукте «Свод-WEB» всеми участниками бюджетного процесса.
Информация о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования размещена на официальном сайте bograd-web.ru.
8.Организация реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов.
Постановление главы Боградского района от 14.02.2012 года № 59 «О плане мероприятий по реализации в 2012 году муниципальной программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Боградском районе до 2013 года».
В 2012 году планом мероприятий предусматривалось провести оценку эффективности предоставления налоговых льгот и анализ мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению в бюджетных учреждениях.
Ревизионной комиссией Боградского района проведена оценка эффективности предоставления налоговых льгот в 2012 году на основании данных отчета Федеральной налоговой службы.
Льготы, предоставленные федеральным законодательством не имеют большого значения для консолидированного бюджета Боградского района и бюджетов сельских поселений. Льготы, предоставленные физическим лицам по налогу на землю, налогу на имущество физических лиц,имеют исключительно социальную направленность, являются большим моральным фактором и признаются эффективными.
Бюджетный эффект налоговых льгот предоставленных организациям и учреждениям полностью финансируемые за счет средств районного бюджета и бюджетов сельских поселений по налогу на землю определен суммой выпадающих доходов в размере 341 тыс. рублей и признан эффективным.
При проведении в 2012 году анализа мероприятий по Муниципальной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Боградского района на период 2010-2020г» (постановление главы от 06.08.2010 № 442) было установлено, что программа разработана формально; не определен механизм ее реализации; финансированием (из бюджета МО Боградский район, сельских поселений, собственников жилья, других источников) - не обеспечена; отсутствует согласование мероприятий по объемам софинансирования из средств бюджета Республики Хакасия.
В конце 2012 года была пересмотрена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Боградского района на период 2010-2020г». В 2012-2013 г.г. на условиях софинансирования из республиканского бюджета по программе энергосбережения было получено 6600,0 тыс. руб. на проведение работ по энергообследованию зданий, установке приборов учета тепловой энергии, а также счетчиков холодного водоснабжения. Установка приборов учета тепловой энергии осуществлялась в 2012 году в трех бюджетных учреждениях по программе «Реформирование муниципальных финансов». Экономия бюджетных средств при установке приборов учета тепловой энергии составила с начала года более 500,0 тыс. руб. Кроме того, за счет средств программы «Реформирование муниципальных финансов» и «Развитие агропромышленного комплекса Боградского района» проведены мероприятия по ресурсо и энергосбережению, а именно в двух музыкальных школах проведены работы по замене оконных блоков на сумму 719,0 тыс. руб.
Начальник управления финансов Л.И.Адежкина