Электронные услуги становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Записаться на прием, оформить заказ, совершить покупку – эти и другие действия гораздо удобнее совершать, находясь дома или в офисе. Интернет позволяет нам избежать необходимости куда-то ехать, ждать в очереди, лично контактировать со стороной, предоставляющей услугу. Налицо целый ряд преимуществ. Однако, в случае получения документов от государственных органов, может возникнуть вопрос о действительности электронных документов.
Разъяснения по этому вопросу дают представители Кадастровой палаты Республики Хакасия.
В Кадастровую палату заявители обращаются с запросами о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) в виде соответствующих выписок.
Законодательством установлено, что запрос может быть представлен заявителем как в бумажном виде (при личном обращении в офис Кадастровой палаты, МФЦ или почтовым отправлением), так и в электронном (с использованием портала госуслуг или портала Росреестра). При подаче запроса заявитель вправе выбрать, в каком виде он желает получить запрашиваемый документ: бумажном или электронном.
И, если с бумажной формой выписки вопросов не возникает, т.е. это обычный документ с печатью, к которому все привыкли, то электронный документ - это что-то не совсем понятное для обычного человека. Что с ним делать? Примут его где нибудь или нет?
Электронная выписка – это электронный документ в формате xml, который в обязательном порядке заверен электронной подписью (ЭП) должностного лица её подготовившего.
ЭП – надежное средство защиты информации, содержащейся в документе. Любая попытка, направленная на изменение содержания документа после подписания ЭП, будет выявлена при его предъявлении.
Выписка из ЕГРП или ГКН, полученная в электронном виде и заверенная ЭП специалиста Кадастровой палаты, имеет такую же юридическую силу, как и выписка на бумажном носителе. Такой порядок установлен Федеральным законом «Об электронной подписи». Электронную выписку можно предъявлять также как и бумажный документ на переносном носителе информации (диске, usb-носителе) или направить по электронной почте. Вместе с файлом самой выписки адресат получит и файл электронной подписи, которая является неотъемлемой частью электронного документа и свидетельствует о его подлинности.
Конечно, бывают исключительные случаи, когда правовыми актами установлено требование о необходимости предоставления выписки только на бумажном носителе. Но это скорее исключение, чем правило. С развитием информационных технологий электронный документооборот стал нормой для всех государственных и муниципальных органов и организаций.
Неоспоримым преимуществом электронных выписок, конечно же, является их стоимость. Она в полтора - два раза ниже, чем стоимость аналогичного бумажного документа. Например, плата за предоставление кадастровой выписки в электронном виде для физических лиц составляет 150 рублей. В бумажном виде выписка обойдется в 400 рублей. Такая же ситуация и в отношении документов, предоставляемых по запросам юридических лиц – выписки на бумаге стоят гораздо дороже электронных.
Электронные выписки в Кадастровой палате подготавливаются в течение одного-трех дней, тогда как на изготовление бумажного документа уходит до пяти дней.
И наконец, для получения электронной выписки не нужно тратить время на дорогу и ожидание в очереди. Ее можно заказать, зайдя на сайт Росреестра с рабочего либо своего домашнего компьютера.
Начальник отдела кадастрового учета Елена Филатова