Получение информации из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) является востребованной услугой, так как позволяет определить наличие ограничения (обременения) и арестов, а так же отследить чистоту сделки на объекты недвижимого имущества.
Получение сведений в электронном виде становится все более удобной и выгодной услугой. Во-первых, не требует посещение офисов МФЦ и кадастровой палаты, во-вторых, срок и оплата получения сведений существенно уменьшается.
Cведения из ЕГРП в электронном виде возможно получить тремя способами.
Первый способ заключается в получении справочной информации по объектам недвижимости. Бесплатно и быстро сведения можно получить на официальном сайте Росреестра в разделе "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online".
Сведения о правах на объект недвижимого имущества являются общедоступными, и их может получить любое лицо. Однако, к ряду сведений, содержащихся в ЕГРП, доступ ограничен. В данном случае будет доступна лишь информация о наличии либо отсутствии зарегистрированного права на объект недвижимости, а также об имеющемся ограничении (обременении) права (без указания сведений о правообладателе и содержании ограничения).
Второй способ – получение сведений из ЕГРП в объеме выписок из ЕГРП посредством заполнения формы запроса на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru), которое стало доступно с 01.03.2011 г.
Необходимым условием для получения сведений в электронном виде ограниченного доступа является наличия у заявителя электронной цифровой подписи (ЭЦП). ЭЦП – это последовательность символов, полученная в результате криптографического преобразования исходной информации, которая позволяет подтверждать целостность и неизменность этой информации, а также ее авторство. Получить ЭЦП можно в специализированных удостоверяющих центрах. Удостоверяющий центр – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные законодательством.
Перечень аккредитованных удостоверяющих центров опубликован на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/.
Следует отметить, что запросы, поступающие посредством интернет-сайта, отрабатываются в более короткие сроки (3 рабочих дня). Кроме того, за предоставление информации в форме электронного документа плата взимается в меньшем размере.
Размер платы зависит от вида запрашиваемой информации, формы предоставления ответа, статуса запрашивающего лица и от того, подается ли запрос по месту нахождения имущества или экстерриториально. Например, за получение выписки о зарегистрированных правах на объект недвижимости в виде бумажного документа по месту нахождения объекта для физического лица установлена плата в размере 200 руб., в случае экстерриториального запроса - 300 руб., а за получение такой выписки в виде электронного документа нужно уплатить 150 и 200 руб. соответственно
Выписка из ЕГРП в виде электронного документа имеет абсолютно такую же юридическую силу, что и в виде бумажного документа. Подтвердить подлинность электронного документа можно также на сайте Росреестра.
Третьим способом является предоставление сведений из ЕГРП путем доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП.
Порядок доступа к информационному ресурсу регламентирован приказом Минэкономразвития России от 27.12.2011 г. № 766 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП».
Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу осуществляется в электронной форме через специальный раздел официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием веб-сервисов.
Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу заявителям, зарегистрированным в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", также осуществляется через личный кабинет, размещенный на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечивающий хранение ранее направленных в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обращений.
Сведения предоставляются посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу заявителям, получившим уникальные коды (ключи доступа). Пользователь, получивший такой ключ, может осуществлять поиск и просмотр общедоступных сведений об объектах недвижимости, а также получать эти сведения в объеме выписки из ЕГРП.
Размер платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, установлен приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2012 г. № 58. Стоимость таких выписок в десятки раз ниже, чем у обычных – 100 выписок стоят 250 рублей (минимальный тариф). Оплата производится после получения ключа.
Единственное отличие: эти выписки пока не подписываются электронной подписью. Следует отметить, что плата взимается не за получение ключа доступа, а за возможность получать сведения об объектах недвижимого имущества.
Преимущества такого способа заключаются, во-первых, в том, что доступ к информационному ресурсу позволит оперативно (в течение нескольких часов) получать сведения, содержащиеся в ЕГРП. Сведения предоставляются из Федерального информационного ресурса, специалисты при обработке сведений не задействованы. Более того, заявитель сможет просматривать сведения об объектах недвижимости, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
Вся процедура происходит с помощью нажатия нескольких кнопок на рабочем месте оператора, независимо от места обращения с запросом. Тем самым достигается значительная экономия времени и затрат на подготовку итогового документа, как со стороны лица, направляющего запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, так и органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.