Буквально через пару месяцев в Хакасии начнется большая работа по выявлению владельцев недвижимости, чьи права были зарегистрированы до 1998 года, но при этом в едином госреестре недвижимости запись о регистрации отсутствует.
Как поясняют в Росреестре Хакасии, такая процедура выгодна и государству, и людям. В первом случае пополнится налоговая база. Во втором – человек сможет распоряжаться имуществом на законных основаниях, так как без наличия сведений о недвижимости в ЕГРН сделать это невозможно.
Выявлять собственников ранее учтенной недвижимости будут с помощью органов власти: Правительства Хакасии, муниципальных образований РХ, налоговой службы Хакасии, органов ЗАГС, МВД и других. Росреестр Хакасии здесь – центр координации вопросов, поступающих от властей, а также помощник по разработке предложений по механизму реализации поставленных задач. За два месяца республиканским Росреестром проведено более 15 совещаний с перечисленными органами власти, в том числе в районах – Саяногорске, Аскизе, Бее, Сорске, Черногорске, Бограде, Усть-Абакане.
«К 29 июня – моменту вступления закона в силу – у нас должен быть отработан четкий алгоритм выявления собственников ранее учтенной недвижимости. Примерно он будет таким. Допустим собственнику его квартира досталась по наследству от бабушки в 1997 году. Человек написал заявление о вступлении в наследство, получил свидетельство о праве на наследство, но право не зарегистрировал в Росреестре, соответственно, налог не платит и по сути не может распоряжаться квартирой: ни продать, ни подарить, ни заложить. В рамках исполнения закона муниципалитет принимает решение найти такого собственника. Делает запрос, например, в нотариат, ЗАГС, полицию, чтобы найти адрес и контакты. Далее собственнику направляется письмо с предложением внести сведения о недвижимости в ЕГРН (процедура бесплатная). Если в течение определенного времени запрос не исполнен, то ответственность за выявление собственника и внесения сведений о его недвижимости возлагается на орган местного самоуправления», - рассказала заместитель Росреестра Хакасии Наталья Асочакова.
Узнать, внесены ли сведения о недвижимости в ЕГРН можно на сайте Росреестра с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости он-лайн» в разделе «Электронные услуги и сервисы». Достаточно ввести адрес объекта или его кадастровый номер. Там же можно заказать выписку из ЕГРН с расширенной информацией об объекте. Стоимость выписки в электронном виде для граждан – 290 рублей. Получить «бумажную» выписку можно в офисах МФЦ, но ее стоимость будет дороже – 460 рублей.
Справочно: Ранее учтенные объекты недвижимости – это объекты недвижимости, права на которые возникли до 31.01.1998 года, то есть до вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация ранее возникшего права обязательна при любых процедурах с недвижимостью: дарении, продаже, мене, отчуждению, аренде или передаче в залог. Кроме того, при отсутствии сведений в ЕГРН нельзя получить выписку, подтверждающую наличие права собственности, точно также, как и подать заявление о невозможности госрегистрации прав без личного участия правообладателя с целью защиты своей недвижимости от мошеннических действий.