С 01.01.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 234-ФЗ). Закон изменил отдельные положения Земельного кодекса РФ с целью совершенствования системы государственного земельного надзора, муниципального и общественного земельного контроля.
Среди важных новаций Федерального закона № 234-ФЗ – введение административного обследования земельного участка, под которым понимается определение фактического использования земельного участка или его части на основании информации, содержащейся в информационных ресурсах, архивных фондах. Информация для административного обследования может быть получена в результате государственного мониторинга земель, дистанционного зондирования земли и непосредственного осмотра земельных участков.
Указанным нормативным правовым актом полномочия по осуществлению государственного земельного надзора возложены на Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор и их территориальные органы в рамках компетенции этих контролирующих органов.
Федеральным законом № 234-ФЗ введены особые условия планирования и организации проведения проверок соблюдения земельного законодательства. В частности, установлен порядок проведения проверок соблюдения земельного законодательства в отношении граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно внесенным изменениям при осуществлении государственного земельного надзора на граждан распространяются те же гарантии, что и на юридических лиц, предусмотренные Федеральным законом 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом отдельных особенностей, установленных в Земельном кодексе РФ.
Так, плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, утвержденными органами государственного земельного надзора и согласованными с органами прокуратуры, не чаще чем один раз в три года. В ежегодный план включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации.
Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Федеральным законом № 234-ФЗ установлены дополнительные основания для организации внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами земельного законодательства. К ним относятся: выявленные по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований действующего законодательства, за которые предусмотрена административная и иная ответственность; поступление в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
При этом проведение внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления не требует согласования с органами прокуратуры.
Помощник прокурора
Боградского района В.М. Абрамичев