Федеральным законом от 21.12.2013 № 370-ФЗ «О внесении изменений в ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступившим в силу с 01.01.2014 введен новый порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
В силу ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на органы прокуратуры возложены дополнительные полномочия по формированию ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также согласованию проведения внеплановых проверок в отношении названных субъектов правоотношений. Указанным законом определен порядок направления, рассмотрения проектов планов органов государственного контроля (надзора) о проведении проверок.
Так, проекты ежегодных планов проведения проверок органами государственного контроля (надзора) деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц направляются в прокуратуру соответствующего субъекта РФ не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
На основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов планов органы прокуратуры формируют ежегодный план проведения проверок не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.
Ежегодный план проведения проверок подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.
Этим же законом определены периодичность проведения плановых проверочных мероприятий – не чаще одного раза в два года, перечень оснований, включаемых в ежегодный план проведения проверок, а также основания для проведения внеплановых проверок.
Теперь и внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления будут проводиться органами государственного контроля (надзора) после согласования с прокуратурой субъекта РФ. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратуры субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Также внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления могут проводиться в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования Генерального прокурора РФ прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Помимо всего, в ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрена обязанность органов контроля (надзора) в течение одного месяца на официальном сайте разместить информацию о результатах проведенной проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении.
Органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
Запрос органа государственного контроля (надзора) о предоставлении информации направляется руководителю органа местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления с учетом полномочий. Непосредственное рассмотрение запроса осуществляется руководителем органа местного самоуправления, к компетенции которого относятся содержащиеся в запросе вопросы. Срок, устанавливаемый органами контроля для предоставления органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления информации по запросу указанных органов составляет не менее 10 рабочих дней. Сокращение срока предоставления информации допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе не предоставлять информацию по запросу органов государственного контроля (надзора), если эта информация ранее была предоставлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет. При этом, орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.
При этом, в силу ч.1 ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы прокуратуры Российской Федерации по - прежнему осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Заместитель прокурора Боградского района С.Н.Захарова