«Совершенствование законодательства о проверках при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)»
В рамках изменения концепции государственного управления сегодня пересматриваются подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора) и муниципального контроля» и последующими к нему изменениями вводится ряд нововведений в порядке проведения проверок контролирующими органами за соблюдением обязательных требований субъектами предпринимательства. В частности, урегулированы порядок проведения, виды и сроки мероприятий по контролю, особенности оформления их результатов, а также процедуры взаимодействия органов государственного и муниципального контроля при организации и проведении проверок.
Следует заметить, что действие федерального закона при осуществлении отдельных видов государственного и муниципального контроля приостановлено до 1 января 2011 г., вместо ранее указанной даты – 1 января 2010 г.
А именно при осуществлении государственного контроля (надзора), указанного в ч. 4 ст. 1 федерального закона №294, его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются в России еще год.
По результатам каждой проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт в двух экземплярах, форма которого утверждена приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона» « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Результаты проверки, проведенной контролирующим органом с грубым нарушением установленных законом требований, не могут являться доказательствами нарушения ими обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим контролирующим органом или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В последствии такая проверка может быть признана недействительной. К таким грубым нарушениям относятся:
1) отсутствие оснований проведения плановой проверки (не истекло три года с момента последней проверки, отсутствие проверки в плане поверок);
2) отсутствие уведомления о поведении плановой проверки ( не позднее, чем за три рабочих дня);
3) отсутствие уведомления о поведении выездной внеплановой проверки (не менее чем за 24 часа);
4) отсутствие оснований проведения внеплановой проверки;
5) отсутствие согласования с новой выездной проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
7) проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
8) требование документов, не относящихся к предмету проверки;
9) превышение установленных сроков проведения проверок;
10) непредставления акта проверки;
Все приведенные основания являются действенным способом укрепления института защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в России.