29 июня в Республиканском музейно-культурном центре в течение всего дня работала секция «Музеи и культурные индустрии – стратегия лидерства», которая стала ключевым мероприятием VI Международного культурно-туристского форума «Сибер Ил». Участниками секции стали ведущие музейщики России и специалисты в сфере культуры, экономики и менеджмента из Канады и Германии.
Первым свой доклад представил руководительсекции, ведущий аналитик Московского центра музейного развития Михаил Гнедовский. Его выступление на тему «Музей и его роль в творческой экономике» дало возможность грамотно и структурно отнестись к самому понятию культурных индустрий и к взаимодействию музея с территорией.
- Культура может быть не только коммерчески успешной отраслью, но и двигателем экономики. Сегодня в новой, творческой экономике ведущую роль играют представители творческих профессий, - отметил в своем выступлении Владимир Борисович.
Следующий докладчик – международный консультант и исследователь по вопросам культуры и культурных индустрий Лидия Варбанова и Канады – в своём выступлении сделала акцент на информационные подходы, который должен совершить музей, чтобы занять определенное место на экономическом поле. Она отметила те важные предпринимательские подходы, которые необходимы в работе внешние и внутренней политики музея, в продвижении и поддержке «предпринимательских активностей» и что социальные инновации в музейном менеджменте являются катализатором экономического и социального развития.
Выступление Натальи Каровской, директора Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Ростовский кремль», раскрыло значимость музейного сувенира, выступающего инструментом создания имиджа музея. На примере «Ростовского кремля», который несколько лет назад с нуля начал работу с производством брендовой продукции, она показала, что улучшение собственной экономической состоятельности – это важный катализатор местных творческих индустрий, взаимодействия музея с аудиторией и с местными мастерами. Ведь сувенир – это не только создание продукта для привлечения туристов, но и актуализация культурного наследия.
Как отметила модератор секции, независимый эксперт в области музейного и библиотечного проектирования и международного культурного сотрудничества, член Экспертного совета Фонда Михаила Прохорова Ольга Синицына: «В разработке сувенира очень важно правильно подобрать коллекции, которые смогут воспроизвести создатели сувениров и которые будут пользоваться популярностью». В пример Наталья Каровская привела картину «Зеленая полоса» Ольги Розановой, изображение которой есть не только на магнитах, кружках и блюдцах, а также на серебряных украшениях: серьгах и подвесках.
Артем Силкин, директор Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Остров-град Свияжск», затронул тему актуализации музейных коллекций и «GeniusLoki» через театр: театральные лаборатории в Свияжиске. Проведение музейных театральных фестивалей играет важную роль в привлечение туристов и является новым способом показа музейных экспозиций.
Александр Рубцов, заместитель генерального директора Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, продолжил тему театральных фестивалей на примере практик создания, производства и распространения музеем культурных продуктов и услуг. Также докладчик рассказал о значимости благотворительности: основатель музея меценат-благотворитель Алексей Бахрушин до сих пор производит «некоторое катализирующее влияние на местное производство и на местную благотворительность».
О музеях как о социальных медиа и социальных платформах в 21 веке рассказал член Совета директоров, преподаватель и исследователь Центра развития аудитории Свободного университета Берлина Маттиас Хенкель: музеи является важнейшим инструментом социального взаимодействия и задает не только эстетические, но и этические стандарты. Также гость из Германии поговорил о значимости географического положения.
- Безусловно, сегодня большое значение имеет сама территория, которая вызывает у населения те или иные ассоциации, - прокомментировал Михаил Гнедовский. - Проблема музеев в том, что очень часто они расположены на так называемой безликой территории, и в данном случае музей может стать сильным имиджевым инструментом региона. Это имеет отношение и к социальной позиции территории, и к туристической привлекательности.
Тему сотрудничества и лидерства при построении государственно-частного партнерства в музеях затронула Регина Вирволл, директор международных проектов ARCultMediaGmbH, член Попечительского Совета Фонада Петра и Ирене Людвиг (Германия). Тема частных музеев актуальна для нашей страны в последней время. Регина рассказала о тех сложностях, которые возникают при создании такого рода музеев и о новых формах взаимодействия частного музея не только с аудиторией, но и с предприятиями.
Гость из Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» - заведующая отделом «Новая деревня» Галина Тюренкова рассказала о проекте «Новая деревня», где посетителям предлагается найти новый смысл в музее, который ранее воспринимался достаточно стереотипно. В проекте происходит включение аудитории не как пассивных участников, а как активных – переживающих тот самый опыт, который экскурсоводы пытаются до них довести. Галина Анатольевна также отметила, что в перспективе повышение качества услуг музея неизбежно привнесут изменения во внешней инфраструктуре «Шушенского».
Директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Елена Титова в своём докладе «Партнёрские программы музея: стратегия и опыт реализации» привела на основе ВМДПИН пример того, что за последние несколько лет музей начал работать по новой концепции, с умом и грамотно выстраивать партнёрские отношения. Главный показатель –изменение отношения в обществе к музею, как реальному, так и к виртуальному.
Последним докладчиком в секции стала руководитель отдела музейных решений компании «Аскрин» Виктория Тарасова. Виктория Валерьевна рассказала о пространственном отражении социокультурного запроса в подходах формирования Детского музейного центра Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова.
Как отметила после выступления Виктории Тарасовой Наталья Каровская: «Детский центр должен работать непосредственно в музее, а не быть его спутником. Иначе дети не будут любить музей – они будут обращать внимание только на те факторы, которые они затрагивали во время занятий».
В завершение теоретической части музейной секции модератор Ольга Каровская провела краткий обзор выступлений докладчиков и сказала:
- Наша секция была посвящена совершенно определённому и сфокусированному вопросу – взаимодействию музеев с творческими или культурными индустриями. Сегодняшние выступления были выстроены по определенной логике и в соответствии нашей главной теме – музеи и культурные индустрии, ведь музей не только может, но и должен занимать значительное место в экономике региона.
(Портал Правительства РХ http://r-19.ru)