Светлый праздник знаменует собой вход Иисуса в Иерусалим. Именно с этого момента начинается его вступление на свой «крестный» путь. Иисус пошел на это добровольно, с любовью к людям и с верой всемогущему Отцу своему.
Вход Господень в Иерусалим
Иерусалим в то время был под властью римлян. Иудеи верили, что на Пасху явится Мессия и освободит их от рабской зависимости. Перед тем, как прийти в Иерусалим, Иисус оживил умершего два дня назад и уже похороненного в скале Лазаря, брата Марфы и Марии. Для этого Иисус не занимался никакими ритуалами, только посмотрел на небо и сказал:
«Отче! Благодарю Тебя, что ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Иоанн, гл. 11).
Весть об этом чудесном возвращении из царства мертвых быстро распространилась между людьми, и когда Иисус входил в Иерусалим, люди встречали его, как посланника божьего и свято верили, что он и есть Мессия.
Когда-то существовал обычай - если победитель въезжает в город на осле, значит с миром, а если на коне, значит с недобрыми намерениями, с войной. Зная это, Иисус решил соблюсти традиции и показать всем, что он желает только мира.
Недалеко от Иерусалима располагалась деревушка Виффагия. Дойдя до нее, Иисус попросил своих учеников раздобыть ему молодого ослика. Ученики вскорости привели ему и ослика и ослицу. На ослицу сложили свои одежды, на ослика сел Иисус, взял в руки пальмовую ветвь – символ мира - и поехал в город.
Встречать его вышел весь народ. Люди стелили ему под ноги свои одежды, бросали пальмовые ветви и цветы. Поэтому Вербное Воскресенье еще называется Пальмовым Воскресеньем или Цветоносной Неделей.
В Иерусалиме Иисус выгнал из храма божьего менял и торгашей, перекинув их столы. Он сказал, что храм создан для молитв, а не для совершения сделок, не для обмана и не для зла. После он рассказал людям про Бога всемогущего, и про то, что ожидает его самого.
К Иисусу потянулось множество больных, слепых, хромых и убогих, и всех их он исцелил, укрепив в народе веру, что он и есть Мессия. Закончив все дела в этом городе, Иисус покинул его. Но не все восхваляли его и признавали посланником божьим.
Первосвященники иерусалимские возненавидели Иисуса за всенародную любовь к нему и задумали погубить. Иисус знал об этом, но не хотел ничего менять, так как добровольно исполнял волю Бога во благо всех нас, всех грядущих поколений.
На Руси день входа Иисуса в Иерусалим отмечают с 10 столетия. Пальмы здесь не растут, а растением, которое одним из первых пробуждается после зимы к жизни, является верба. Поэтому называется у нас это воскресенье Вербным.
Вербу нужно срезать заранее и в субботу перед Вербным Воскресеньем освятить в церкви. Раньше на Руси устраивались торжественные шествия, имитирующие вход Иисуса в Иерусалим. За неимением осла, в него наряжали лошадь. Священник ехал на ней верхом. Под уздцы ее вел градоначальник, воевода, а в столице сам царь. Позже эти шествия отменили.
Традиции праздника
Но освещение вербы в церкви осталось. Когда люди стоят с веточками вербы и зажженными свечами в руках, они представляют, что как бы тоже встречают Иисуса, входящего в Иерусалим.
Можно в этот момент просить господа об исцелении себя и своих близких, о помощи при родах, о возможности зачать ребенка тем, у кого это не получается. Те, кто действительно верит в Иисуса, может почувствовать знаки, посылаемые ему свыше, и обязательно получит исполнение своих просьб.
Освященной вербе издавна приписываются чудодейственные свойства. Считается, что она помогает исцелиться от недугов. Для этого надо съесть 9 пушистых почек. Это же нужно сделать тем, кто желает зачать ребенка.
С вербными почками пекут лепешки, которые и сами едят, и скотине дают, чтобы не болела. Также существовал обычай хлестать (не больно) освященной вербой детей, скотину и друг друга, чтобы прибавлялось здоровье, а хвори не смогли прицепиться.
Праздник Вербное Воскресенье является настолько значимым, что в этот день разрешается есть рыбные блюда и пить вино, не смотря на то, что Великий Пост продолжается.
Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.
Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно вербу лучше не беспокоить - может выйти боком.
Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листьями. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того, чтобы оно не завяло и хорошо росло, нужно знать специальные правила его посадки и ухода. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и нехватки в деньгах не бывает.
Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет - неизвестно. Но, в деревнях и по сей день, те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.
Еще приметы на Вербное воскресенье
Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов - богатым.
В Вербное воскресенье крестьяне во время утрени молятся с освященной вербой и, придя домой, глотают вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. Детей своих слегка хлещут вербой, приговаривая: "Не я бью - верба бьет, Верба хлест - бьет до слез".
В этот же день пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
Освященную вербу берегут до первого выгона скота (23 апреля) (6 мая по н. ст., в день Св. Георгия Победоносца).
Освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле - сберегает посевы.
Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.