Нередко имеют место случаи, когда, обратившись к юристу за помощью и не получив гарантий благоприятного исхода дела, потребитель обращается к иным лицам, готовым дать гарантию положительного решения вопроса. Однако после получения негативного результата потребитель понимает, что стал жертвой банального обмана.
В зависимости от вида и характера юридической помощи ненадлежащее качество оказания юридических услуг может выражаться в следующем: неоказание консультаций либо некорректное их оказание, нарушение срока оказания услуг, пропуск срока подачи процессуальных документов, неявка исполнителя в суд, составление проектов документов с ошибками, разглашение конфиденциальной информации, утрата вверенных документов, и др.
Будьте осторожны, если юрист навязчиво предлагает заключить договор, но не указывает объём юридических услуг либо перечень услуг сформулирован неоднозначно, например: «правовой анализ ситуации», «подготовка юридических документов», «подготовка процессуальных документов», «юридическое сопровождение по делу», если юрист не обозначает сумму договора, но уверяет в необходимости получить кредит или займ для оплаты его услуг. В этом случае договор лучше не заключать.
Исполнитель обязан оказать юридические услуги, качество которых соответствует договору. Если условия о качестве юридических услуг в договоре отсутствуют, услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям и быть пригодными для целей, для которых они обычно используются (статья 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Вниманию потребителя! Лицо, оказывающее юридические услуги, не вправе без вашего согласия выполнять дополнительные платные услуги. В случае если услуги уже были оказаны, вы вправе их не оплачивать, а если оплатили – потребовать возврата денежных средств (статья 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании юридических услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением договора, то есть требовать возврата внесенных им денежных средств за вычетом суммы указанных расходов (статья 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Необходимо отметить, что фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например, подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий выезд юриста в судебные органы и проч.)
Если потребителю оказаны юридические услуги ненадлежащего качества, потребитель имеет право предъявить одно из следующих требований, установленных статьей 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- повторного оказания услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;
- полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги;
- отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем, или если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги, или иные существенные отступления от условий договора.
Потребителю необходимо обратиться к исполнителю с соответствующей письменной претензией. Претензия составляется в свободной форме, в двух экземплярах, один из которых вручается исполнителю под подпись либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения.
Если исполнитель отказывается удовлетворить заявленные требования добровольно, потребитель вправе обратиться за защитой своих прав в суд.