В рамках проведения республиканской декады филологического образования, посвященной 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в Боградской средней школе прошел большой семинар, в котором приняли участие не только педагоги этого образовательного учреждения, но и их коллеги – учителя русского языка и литературы из всех школ нашего района, а также – представители управления образования.
Нетрудно догадаться, что все его этапы были так или иначе посвящены священной для всех нас теме – самой кровопролитной войне XX века и Великой Победе. Так, старт семинару задали учителя и ученики школы, проведшие свои уроки в нестандартной форме.
- Для работы на своем «Устном журнале» (одна из форм внеурочной деятельности – прим.авт.) мы выбрали непростую для восприятия литературу – «Блокадную книгу» Даниила Гранина. Это не художественное произведение, а документальное – сборник писем, документов, отрывков дневников людей, переживших блокаду Ленинграда, - рассказала учитель русского языка и литературы Боградской школы Наталья Рохманова. – Но, пожалуй, это одно из самых ярких произведений, показывающее всю страшную реальность тех лет. Не сразу мои восьмиклассники смогли проникнуть, понять и прочувствовать написанные строчки. Но важный шаг в этом направлении мы все же сделали.
Каждый кровопролитный год, с 1941 по 1945, весь ужас, всю боль потерь и радость встреч, страх и надежду, поражения и победы в стихах, песнях, творческих зарисовках и даже танцах представили участники «Литературной гостиной», представившие вместе со своим наставником – учителем русского языка и литературы Еленой Фатеевой, музыкально-поэтическую композицию «Дорогами войны…». Эта большая коллективная работа (в которую внесли свою весомую лепту и художественные руководители Зоя Бекасова, Лариса Медведева) не оставила никого равнодушным. Были и украдкой смахиваемые слезы, и светлые улыбки, и аплодисменты, когда даримые детьми эмоции оказывались сильнее желания сохранить торжественную тишину.
Годы Великой Отечественной войны, подвиг советского народа на протяжении всей военной и послевоенной истории становились объектами не только для поэтов, писателей, кинорежиссеров, драматургов, но и для исследователей. Работы школьников Боградского района также нередко посвящались этой тематике, особенно в последнее время, когда со своими исследованиями и проектами они стали «выходить» на республиканский и всероссийский уровни. И здесь, конечно же, флагманом выступает Боградская средняя школа, чьи ученики, напомним, уже совсем скоро вновь отправятся покорять Москву на финале конкурса Вернадского.
В рамках прошедшего же мероприятии учителя русского языка и литературы Елена Михайлова, Тамара Шигаева поделились своим опытом работы в этом направлении, рассказали о методике и этапах написания исследовательских и проектных трудов, о составлении правильного портфолио. А их ученицы своими выступлениями продемонстрировали эту работу, если позволите так сказать, на практике.
Елизавета Девитайкина поведала о «Вкладе школьников и учителей Боградского района в Победу в Великой Отечественной войне». Кстати, именно с этим исследованием Лиза стала призером республиканского этапа всероссийского конкурса им. Вернадского.
Алина Соломатина представила проекты, с которым к сегодняшнему дню уже успели познакомиться члены и республиканского, и московского жюри – «Мини-мемориал в честь памяти деревни Копены», выпуск книги воспоминаний «Пусть Копены всегда живут в наших сердцах…».
Но какая бы тема не звучала в этих работах – о войне или о разных сторонах жизни района, все они, безусловно, являются патриотическими, так как посвящены нашей малой родине. И это тоже немаловажно.
В этом уверен и учитель технологии Игорь Фатеев. Несмотря на основной вид деятельности, Игорь Сергеевич уже давно занимается исследовательской деятельностью. Его статьи уже не раз публиковались на страницах районной газеты. Нынче же он решил привлечь к этой воспитательно-патриотической работе и учеников. Обо всем он подробно рассказал участникам семинара, показав наглядные наработки и стендовые модели. Помимо всего прочего в настоящее время Игорь Сергеевич работает над электронным вариантом книги памяти, которая посвящена учителям и ученикам Боградской школы, погибшим в годы войны.
В последнем блоке мероприятия выступили учителя русского языка и литературы Первомайской школы Наталья Кох и Знаменской школы – Евгения Цанто. И Наталья Николаевна, и Евгения Александровна, предваряя свои мастер-классы, затронули проблему, которую уже во время подведения общего итога «подхватили» их коллеги. И с ней трудно не согласиться.
Действительно, люди старшего поколения, представители «взрослой» молодежи, старшеклассники, обсуждая военные годы, участвуя в соответствующих мероприятиях, читая литературу по данной тематике, чувствуют сердцем все сказанное и прочитанное. А вот с учениками младших классов зачастую картина складывается совсем иная. Да, они знают, что такое Великая Отечественная война, знают ее основные битвы и сражения, может быть, даже знают своих прадедов, защищавших страну ценной своей жизни. Но все это остается на уровне знаний, не находя отклика в душе. И порой на уроках литературы при изучении военных произведений учителям все сложнее становится «зацепить» их внимание, донести до них главную идею авторов, «вывести» на активный диалог, донести всю информацию ненавязчиво, нешаблонно. Поэтому даже таким опытным учителям, как Наталья Николаевна, проработавшей по специальности уже 25 лет, приходится искать новые подходы, новые приемы, новые идеи ведения уроков. И она, и Евгения Александровна при помощи фокус-группы присутствующих педагогов разных школ района, поделились своим новым прочтением традиционных уроков, взяв за основу такие произведения, как «Сын полка» Валентина Катаева и «Судьба человека» Михаила Шолохова.
По окончании семинара многие его участники делились своими положительными отзывами:
- Мероприятие прошло на позитиве.
- Мы все включились в творческий процесс, нам очень понравилось
- Семинар дал много интересного. Мы успели и посопереживать, и посочувствовать, и побывать учениками.
- Выбранная тема, конечно же, животрепещущая, мало кого может оставить равнодушным. Но она и многогранна, что еще раз показало наше мероприятие.