Управление Росреестра по РХ в свой юбилейный год продолжает цикл статей о специалистах, работавших в ведомстве с самого его основания, то есть с 1999 года. Сегодня – наш рассказ о Наталье Григорьевой, государственном регистраторе Межмуниципального отдела Управления Росреестра по РХ по г.Абаза, Аскизскому и Таштыпскому районам. В ее ведении – регистрация прав на недвижимость жителей Абазы и Таштыпского района, внесение данных в Единый государственный реестр недвижимости и работа с архивами.
Наталья Григорьева: нужно, чтобы в документах был порядок
- Моя работа – очень интересная, разноплановая, - рассказывает Наталья Александровна. – В круг моих обязанностей входит не только регистрация прав, внесение данных в реестр, еще я описываю архив, выдаю людям выписки из ЕГРН, копии правоустанавливающих документов, консультирую их и – в телефонном режиме - специалистов МФЦ. В среднем в день через мои руки проходит 15 дел. Абазинцы в основном регистрируют права на наследуемое имущество, выкупают земельные участки и приватизируют дома. Жители Таштыпского района так же оформляют права на недвижимость, переходящую по наследству, много и договоров аренды участков.
Самым трудным в своей профессии Наталья считает вынесение решений об отказе или приостановлении государственной регистрации:
- Обидно, когда вижу ошибки, которые заявитель легко может поправить, пытаюсь дозвониться до него, а он не отвечает. Вот из-за такой малости, как невозможность мобильно связаться с человеком, приходится приостанавливать регистрацию… Когда мы сами принимали документы от граждан, была возможность сразу, по ходу, вникнуть, заметить какие-то недочеты и подсказать людям – донести какие-то документы, например. А сейчас прием в МФЦ – с одной стороны, это облегчает нам задачу, с другой – при возникновении вопросов, спорных моментов порой нет возможности выйти на человека, пояснить ему что-то.
В Росреестре Наталья работает уже 19 лет. Тогда, в далеком уже 1999 году, ведомство называлось по-другому, Регистрационным центром. Месяц как открыл свои двери посетителям. Система еще не была откатана, все было новое как для граждан, так и для регистраторов Хакасии. Еще не было компьютерных программ, все данные писались вручную. Люди занимали очередь на регистрацию с 6 утра, регистраторам приходилось работать и после 20.00, и по выходным.
- Я тогда выдавала готовые документы и сдавала их в архив, - вспоминает Наталья. – Мне помогали Галина Анатольевна Титова и Людмила Николаевна Осеева. В те годы выдавались синие свидетельства о регистрации права, я заполняла их вручную. А еще добавьте к этому – маленький кабинет на троих, шумящих граждан, которым всем надо быстрее. Было так много документов, что брала их домой, сидела и по выходным. В то время я параллельно с работой получала высшее образование – сначала экономическое, потом – юридическое. Было сложно, но человек может вынести все, если поставит цель и идет к ней.
Ушли в прошлое длинные очереди с раннего утра до позднего вечера, сегодня в офисах Росреестра – только граждане, пришедшие на консультации по сделкам. Работа стала компьютеризированной. Данные обрабатываются в программе. Буквально на глазах работников ведомства произошел революционный переход, сделавший регистрацию прав собственности легче и доступнее гражданам. Можно бесплатно консультироваться у регистраторов или специалистов МФЦ. Даже можно отправлять документы на регистрацию в электронном виде, не выходя из дома (только надо иметь электронную подпись). Единственный совет, который дает всем жителям республики государственный регистратор Наталья Григорьева, - все делать вовремя:
- Бывает, получает человек в наследство недвижимость, оформляет у нотариуса документы либо дома с другими наследниками пишет расписки. А зарегистрировать права забывает, откладывает «на потом». А спустя годы, когда решает распорядиться имуществом, кто-то из наследников уезжает, какие-то документы пропадают… Все-таки нужно, чтобы в документах был порядок – сразу оформляйте права собственности, и тогда не будет никаких проблем.
Наталья Жукова