Международный день борьбы с коррупцией провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН и отмечается ежегодно 9 декабря. В тот день государства – члены ООН информируют общественность о национальных мерах по противодействию коррупции.
Прокуратурой Боградского района в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции за истекший период 2013г. выявлено 65 нарушений закона, незаконных правовых актов – 15, в связи с чем, принесено 15 протестов, по результатам рассмотрения которых изменено и отменено правовых актов 16, направлено в суд исковых заявлений – 7, которые рассмотрены и удовлетворены, внесено представлений -19, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 21 лицо, привлечено по постановлению прокурора района к административной ответственности 1 лицо.
Правоохранительными органами Боградского района выявлено 3 преступления коррупционной направленности, возбуждено и расследуется 3 уголовных дела.
Прокуратурой района в органах местного самоуправления района проводились проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой были выявлены многочисленные нарушения закона.
Как показала проверка в нарушение ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» и Указов Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011гг.», от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013гг. и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции» органами местного самоуправления района (Советом депутатов, ревизионной комиссией), Пушновского, Большеербинского, Знаменского, Боградского, Сарагашского, Первомайского, Сонского, Советско – Хакасского, Троицкого сельсоветов планы противодействий коррупции на 2010-2013гг. не принимались, не реализовывались. Главой администрации Пушновского сельсовета постановлением от 10.12.2012 был утвержден план противодействии коррупции на последующие периоды. Аналогичная ситуация допущена в Большеербинском, Боградском, Троицком сельсоветах, где планы утверждены постановлениями глав администрации в январе 2013г.
Более того, несмотря на то, что постановлением главы администрации района от 29.05.2012 № 37 «Об утверждении плана противодействия коррупции в Боградском районе РХ на 2012-2013гг» и постановлением главы администрации Боградского района от 30.12.2011 № 919 «Об утверждении плана противодействия коррупции в Боградском районе РХ на 2012-2013гг.» были утверждены планы противодействия коррупции на соответствующие периоды, предусмотренные в них мероприятия не реализовывались, контроль за исполнением планов не осуществлялся. К примеру, в соответствии с планом на 2012-2013гг. юридический отдел администрации района с мая 2012г. должен проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов на постоянной основе. Между тем, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов юридическим отделом стала осуществляться только с декабря 2012г. В плане не определены сроки исполнения и исполнители по таким мероприятиям как анализ результатов проведения конкурсов и аукционов по продаже имущества находящегося в муниципальной собственности, в том числе земельных участков; публикация в средствах массовой информации о предоставлении гражданам земельных участков; активизация деятельности советов по противодействию коррупции; усиление работы кадровых подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений; работа по выявлению случаев возникновения конфликта интересов.
В нарушение ст. 8 Закона РХ «О противодействии коррупции в РХ» ни в одном из муниципальных образований района администрациями не были приняты и не реализованы в 2010-2013гг. антикоррупционные программы.
По результатам проведенной проверки 04.02.2013 прокурором района главам органов местного самоуправления были внесены 10 представлений по результатам рассмотрения которых 8 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, приняты меры к устранению нарушений.
В истекшем периоде 2013г. по инициативе прокуратуры района органами местного самоуправления принимались муниципальные правовые акты в сфере противодействия коррупции.
Так, при проведении мониторинга федерального законодательства прокуратурой района 07.02.2013 в органы местного самоуправления (администрации сельсоветов и района, Совет депутатов, ревизионную комиссию) направлено информационное письмо о вступлении с 01.01.2013 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в котором доведено до сведения основные положения названного Федерального закона, а также указано на необходимость изучения указанного нормативного правового акта муниципальными служащими, специалистами кадровой службы и должностных лиц, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений и с указанной информацией. О результатах рассмотрения вышеуказанной информации, принятых мерах руководителям органом местного самоуправления предложено сообщить в прокуратуру района не позднее 01.03.2013. По результатам рассмотрения вышеуказанной информации органами местного самоуправления проведена и продолжается работа по разработке и принятию муниципальных правовых актов в указанной сфере.
Также ввиду вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части создания прозрачного механизма оплату труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» в части представления руководителями муниципальных учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, прокурором района 15.02.2013 в органы местного самоуправления направлена информация о необходимости приведения муниципальной правовой базы в соответствии с федеральным законодательством, по результатам рассмотрения которой органами местного самоуправления проведена и проводится работа по разработке и принятию муниципальных правовых актов в указанной сфере.
Ввиду того, что Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты РФ» в п. 15.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения, касающиеся полномочий органов местного самоуправления муниципального района в сфере рекламы, вступившие в силу с 08.05.2013, а также ввиду внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которым полномочия главы муниципального района прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента РФ в случаях: 1) несоблюдения главой муниципального района, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»; 2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанное лицо было зарегистрировано в качестве кандидата на выборах главы района, 17.06.2013 в Совет депутатов района и администрацию района направлена информация о необходимости приведения муниципальных правовых актов муниципалитета в сфере рекламы в соответствие с федеральным законодательством, а также направлен проект решения Совета депутатов района о внесении изменений и дополнений в Устав Боградского района. Указанная информация рассмотрена, разработанный проект правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав использован, решением Совета депутатов района от 19.09.2013 № 212 «О внесении изменений и дополнений в Устав Боградского района РХ» внесены соответствующие изменения в Устав района.
Прокуратурой района установлены нарушения законодательства, связанные с недостоверным и неполным представлением сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и членов их семей, неразмещении сведений о доходах на официальном сайте.
Так, муниципальным служащими администраций Большеербинского, Сарагашского, Знаменского, Советско – Хакасского, Сонского, Троицкого сельсоветов, управления образования администрации района установлены нарушения законодательства, связанные с представлением недостоверных и неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах своих супруги (а) и несовершеннолетних детей.
14.06.2013 прокурором района в связи с вышеуказанными нарушениями законодательства внесено 7 представлений об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которых 13 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Также прокуратурой района в августе 2013г. проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ГУ – Управление ПФ РФ в Боградском районе РХ (далее – Управление), по результатам которой установлены нарушения, связанные с недостоверным и неполным представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работниками Управления. В связи с выявленными нарушениями законодательства 22.08.2013 прокурором района было внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого с участием прокурора виновные лица к дисциплинарной ответственности не привлекались, руководством Управления приняты меры к недопущению подобных нарушений впредь.
Также прокуратурой Боградского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в связи с принятием на работу в ОАО «Племзавод «Бородинский» бывшего государственного служащего, должность которого включена в перечень, предусмотренный ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». В связи с допущенными нарушениями 06.09.2013 в отношении конкурсного управляющего ОАО Племзавод «Бородинский» прокурором района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (рассмотрено, постановлением суда привлечен к административному штрафу в размере 20 000 рублей).
Прокуратурой района установлены нарушения законодательства при использовании муниципального имущества, имеющие коррупционную составляющую.
Так, по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности и о защите конкуренции, установлено, что Боградскому филиалу ГУП РХ «Хакасресводоканал» фактически предоставлено безвозмездно помещение по адресу: с. Боград Боградского района РХ, ул. Новая, 15. При этом, при предоставлении указанного помещения какие – либо договоры о предоставлении помещения не заключались, заключенный по результатам торгов договор безвозмездного пользования имущества от 22.11.2010 между администрацией сельсовета и ГУП РХ «Хакресводоканал» не содержит условий о передаче указанного помещения предприятию на условиях безвозмездного пользования. В нарушение ст.ст. 17.1, 19, 20 Федерального закона о конкуренции и ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» муниципальная преференция в виде фактического предоставления имущества предприятию с антимонопольным органом не согласовывалась, конкурс или аукцион на право заключения договора безвозмездного пользования администрацией сельсовета не проводился.
Также в нарушение ст.ст. 17.1, 19,20 Федерального закона о конкуренции и ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» при предоставлении ООО УК «МПС» нежилых помещений, расположенных по адресу: с. Боград, ул. Новая, 15 и 13 и автомобиля ГАЗ 3307 муниципальная преференция в виде фактического предоставления имущества предприятию с антимонопольным органом не согласовывалась, конкурс или аукцион на право заключения договора безвозмездного пользования администрацией сельсовета не проводился. Так, постановлением главы администрации Боградского сельсовета от 01.02.2013 № 1п «О передаче муниципального имущества ООО УК «МПС» в срок до 19.04.2013 передано в безвозмездное пользование муниципальное имущество: автомобиль ГАЗ 3307 и помещение по адресу: с. Боград, ул. Новая, 15, заключен договор безвозмездного пользования имущества. Однако, по истечении предусмотренного постановлением срока -19.04.2013, ООО УК «МПС» вышеуказанное имущество, а также помещение, расположенное по адресу: с. Боград, ул. Новая, 13 фактически предоставлено с нарушением предусмотренного законом порядка и используется организацией до настоящего времени.
В связи с выявленными нарушениями законодательства 12.08.2013 прокурором района главе администрации Боградского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого с участием представителя прокуратуры района приняты меры к устранению нарушений (организованы торги муниципального имущества), меры дисциплинарного характера к виновным лицам не приняты ввиду их увольнения.
Прокуратурой района за истекший период 2013г. проведена работа по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.
Всего истекший период 2013 г. изучено 82 нормативных правовых акта на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, а также 66 проектов нормативных правовых актов.
По результатам такой работы в истекшем полугодии 2013г. установлено 7 коррупциогенных факторов в 3 нормативных правовых актах, в связи с чем, были применены меры прокурорского реагирования – 1 требование, 2 протеста (удовлетворены).
Прокуратурой Боградского района в 1 квартале 2013г. была проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в органах местного самоуправления, в том числе на предмет соблюдения Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», по результатам которой в деятельности органов местного самоуправления были установлены нарушения законодательства.
Несмотря на требования ст.ст. 2, 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», действующих с 2009г. органами местного самоуправления Боградского района, как администрацией района, так и Советом депутатов района антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов не проводится. С декабря 2012г. юридической службой администрации района начата работа по проведению антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов, при этом, заключения на нормативные правовые акты вышеуказанным структурным подразделением не составлялись. Советом депутатов района, несмотря на требования ст. 3 вышеуказанного Федерального закона определить порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Совета депутатов и их проектов, соответствующим муниципальным правовым актом, такой правовой акт на протяжении более трех лет не разработан и не принят.
Такие же нарушения законодательства о противодействии коррупции допускаются в Большеербинском, Знаменском, Боградском, Сарагашском, Сонском, Советско – Хакасском, Троицком сельсоветах, где антикоррупционная экспертиза нормативно – правовых актов и их проектов не проводится.
Только в Пушновском, Первомайском и Бородинском сельсоветах организована такая работа с 2012г.
В ходе прокурорской проверки также были выявлены нарушения и в сфере регулирования порядка проведения антикоррупционной экспертизы.
В Порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления МО Боградский район и их проектов, утв. постановлением главы Боградского района от 13.07.2011 № 471 «Об утверждении порядка антикоррупционной экспертизы актов органов местного самоуправления МО Боградский район и их проектов» (в ред. от 30.11.2011 № 816) не регламентирован порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов администрации района, сроки ее проведения, несмотря на то, что одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (ст. 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
Постановлениями главы администрации Бородинского, Советско – Хакасского, Первомайского сельсоветов, а также Боградского района в нарушение ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» был урегулирован порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов представительных органов – Советов депутатов, тогда как эта деятельность должна быть регламентирована правовыми актами Совета депутатов, а не администрации.
В муниципальных правовых актах, регламентирующих вопросы проведения антикоррупционной экспертизы Первомайского сельсовета и администрации Боградского района содержались коррупциогенные факторы, заключающиеся в том, что вопреки положениям Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Правил поведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 содержались определения коррупциогенным факторам, их классификация, тогда как органы местного самоуправления в силу действующего законодательства не наделены такими полномочиями.
Как установлено вопреки положениям ст. 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 4 Закона РХ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов РХ» до настоящего времени Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления МО Боградский район и их проектов, утв. постановлением главы Боградского района от 13.07.2011 № 471 «Об утверждении порядка антикоррупционной экспертизы актов органов местного самоуправления МО Боградский район и их проектов» (в ред. от 30.11.2011 № 816) не включен в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов в связи с тем, что заверенная копия вышеуказанного нормативного правового акта в уполномоченный орган государственной власти администрацией района в течение месяца с момента принятия правового акта не была направлена.
В связи с допущенными нарушениями прокурором района 04.02.2013 главам Боградского района, Советско – Хакасского, Сонского, Первомайского, Сарагашского, Боградского, Знаменского, Большеербинского, Пушновского, Троицкого сельсоветов внесены представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (рассмотрены, 8 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности), принесены протесты на правовые акты Бородинского, Первомайского, Советско – Хакасского сельсоветов и Боградского района (рассмотрены и удовлетворены), направлены в суд заявления об обязании органов местного самоуправления Большеербинского, Троицкого, Сонского, Сарагашского, Знаменского, Боградского сельсоветов и Боградского района проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов (удовлетворены). В настоящее время нарушения законодательства устранены, всеми органами местного самоуправления проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов.
Также 07.02.2013 в органы местного самоуправления направлена информация о состоянии законности в названной сфере, в том числе 21.03.2013 указанная информация прокурора района озвучена на сессии Совета депутатов Боградского района.
И.о. прокурора Боградского района
младший советник юстиции С.Н.Захарова