Начало 2023 года стало знаковым для всей социальной системы России: в одну структуру объединились два крупнейших внебюджетных фонда – Пенсионный и социального страхования. О работе единого Фонда пенсионного и социального страхования в Хакасии рассказала управляющий региональным Отделением Людмила Иванова.
Людмила Васильевна, как для нового ведомства началась работа в Хакасии?
Напомню, что создание объединённого фонда совпало с новогодними праздниками. Тем не менее, в республике Отделение Социального фонда к работе приступило уже в первые дни нового года. А начиная с 4 января, специалисты клиентских служб вели приём населения и оказывали необходимую помощь всем, у кого были неотложные вопросы по оформлению мер социальной поддержки. Это было тем более актуально, что стартовал приём заявлений на новое единое пособие. Через клиентские службы и портал «Госуслуги» за новогодние праздники от жителей республики поступило более 3 тысяч заявлений. Их необходимо было обрабатывать оперативно. Поскольку для принятия решения отводится 10 рабочих дней. И если бы не началась работа сразу, а только после продолжительных январских выходных, то уложиться в сроки было бы просто-напросто невозможно.
А для чего была необходима такая реформа?
Объединение двух фондов в один проводилось с целью упростить процесс предоставления мер социальной поддержки, сделать его более эффективным и удобным для граждан, чтобы услуги можно было получать в режиме «одного окна».
Если раньше назначением пенсий, социальных выплат, материнского капитала, пособий на детей занимался один фонд, а оплатой больничных, предоставлением родовых сертификатов, технических средств реабилитации, путёвок на санаторно-курортное лечение – другой, то сегодня весь объём социальной поддержки находится в компетенции одного ведомства.
А где предпочтительнее было открыть клиентские службы: на базе ПФР или ФСС? И во всех ли территориях ведётся приём населения?
Да, у нас был выбор открывать клиентские службы в зданиях Фонда социального страхования или Пенсионного фонда. Мы руководствовались в первую очередь тем, чтобы работа была организована с максимальным эффектом и удобством для населения. Далеко не второстепенным был вопрос транспортной доступности точек обслуживания, то есть относительно автобусных остановок, автовокзалов, чтобы на дорогу не уходило много времени. В интересах граждан было принято решение, что единые офисы будут работать по месту нахождения клиентских служб Пенсионного фонда. Чтобы услуги предоставлялись быстро и качественно, все специалисты, задействованные на приёме граждан, прошли соответствующее обучение и стажировку.
Офисы клиентского обслуживания ведут приём граждан во всех городах и районах республики. До объединения обслуживание населения по линии Фонда социального страхования было возможно только на четырёх территориях из тринадцати
Сколько сегодня услуг оказывает Социальный фонд в Хакасии и как часто жители республики за ними обращаются?
Сегодня в Хакасии Отделение Социального фонда предоставляет 44 государственные услуги, которые прежде оказывали два разных ведомства.
За оказанием этих услуг с начала года в клиентские службы поступило 101868 письменных и устных обращений. То есть в среднем 732 ежедневно.
Кроме того, многие услуги предоставляются в проактивном режиме, а для получения некоторых выплат достаточно только представить заявление.
То есть только заявление и всё, без документального подтверждения? Можете привести пример.
Это, например, относится к назначению единого пособия, которое введено с 1 января 2023 года. Его можно оформить через портал «Госуслуги». После того как заявление поступило Отделение СФР самостоятельно запрашивает необходимые сведения из соответствующих органов и организаций в рамках межведомственного взаимодействия. Представить дополнительные сведения нужно только в отдельных случаях, когда сведения о жизненной ситуации не отражаются в государственных информационных системах.
В перспективе жители республики смогут получать ещё больше услуг онлайн через электронные сервисы, а также проактивно.
Проактивно, то есть совсем без заявления? А какие услуги жители Хакасии получают, за ними совсем не обращаясь?
Да, это формат, в котором услуги предоставляются автоматически, без подачи заявлений.
Например, сегодня родителям не нужно никуда обращаться, чтобы оформить материнский капитал. Сертификат направляется автоматически после появления ребёнка в семье на основании сведений ЗАГС. СНИЛС на новорождённого также оформляется беззаявительно. В проактивном режиме реализованы многие перерасчёты и повышения выплат. Например, установление более высокой пенсии при достижении 80 лет.
А если в силу большой занятости нет возможности идти в клиентскую службу, то через портал «Госуслуги» необходимые услуги получить можно?
На портале «Госуслуги» жителям Хакасии доступны более 100 электронных сервисов СФР. Они охватывают практически все направления деятельности фонда, включая пенсии, больничные, социальные выплаты и пособия на детей.
Это, например, относится к назначению страховой пенсии по старости – основного вида пенсии, которую в Хакасии сегодня получают более 120 тысяч человек. Для её назначения во многих случаях даже не нужно заполнять заявление – достаточно просто подтвердить через личный кабинет имеющиеся данные о стаже и пенсионных коэффициентах, дать своё согласие, после чего пенсия будет назначена в течение нескольких часов.
Помимо этого, на «Госуслугах» представлены сервисы, позволяющие проверить электронную трудовую книжку и пенсионный счёт. Инвалиды и их представители могут получить технические средства реабилитации, зарегистрировать автомобиль для парковки на специальных местах и оформить путёвку в санаторий для лечения.
А что касается работодателей, для них что-то изменилось после объединения фондов?
Произошло снижение административной нагрузки. Раньше работодатели формировали отдельные расчёты по каждому виду социального страхования, отдельные платежи и предоставляли отчётность как в ПФР, так и в ФСС. Чтобы существенно упростить процедуру уплаты страховых взносов, был введён единый тариф. Благодаря этому работодателям достаточно сформировать один расчёт и направить один платёж, который федеральное казначейство в установленной пропорции самостоятельно распределит по разным видам страхования, чтобы работодатели не тратили на это усилий и времени. Вместе с тем введена единая форма отчётности. Не четыре, как раньше, а всего одна.