С первого сентября 2012 года в действие вступили новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354). В новых Правилах представлены и подробно изложены многие спорные вопросы, которые ранее не были отражены в предыдущих документах и по-разному трактовались. Наиболее проблемные из них касаются приёма к расчётам вновь установленных индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов.
«Все постарались смириться с тем, что так называемое „опломбирование" индивидуальных приборов учёта — это платная услуга, рассказывает главный специалист — эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия Людмила Башняк. — И если собственники квартир эту услугу не оплачивали, то управляющие компании категорически отказывались принимать индивидуальные приборы учёта к расчётам. При этом они не позволяли жильцам оплачивать коммунальные услуги по показаниям таких счётчиков. Даже, если приборы учёта установлены иной организацией, имеющей на это право, управляющая компания всё — таки настаивала на опломбировании. Естественно, не безвозмездно».
Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия, усмотрев в действиях управляющих компаний нарушение законодательства о защите прав потребителей, обратилось с иском в суд в защиту неопределённого круга лиц и доказало правоту своей позиции. Несмотря на это, ситуация на рынке коммунальных услуг только обострилась.
Вместо услуги по опломбированию счётчиков, управляющие компании стали настоятельно предлагать собственникам такие платные услуги, как реконструкция инженерных сетей, подготовка проектов установки приборов учёта, проведение строительного контроля и ещё целый ряд услуг. Все они сводились в конечном итоге к принятию к расчётам индивидуальных приборов учёта.
Новые Правила «ставят точку» в разночтениях и обязывают исполнителя коммунальных услуг, поставщика коммунальных ресурсов (пункт 31 Правил):
«... не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учёта, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учёта, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учёта по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учёта, которым оснащён многоквартирный дом;
осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального общего (квартирного) или комнатного прибора учёта, ..., а также приступить к осуществлению расчётов размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний введённого в эксплуатацию прибора учёта, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора в эксплуатацию».
Таким образом, новые правила определяют обязанность исполнителя коммунальных услуг по вводу в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учёта коммунальных ресурсов. Соответственно, данная обязанность исполнителя коммунальных услуг должна реализовываться для потребителей бесплатно.
В противном случае, взимание платы за ввод в эксплуатацию приборов учёта будет расцениваться как злоупотребление правом со стороны исполнителя коммунальных услуг.
http://19.rospotrebnadzor. ru