Праздники народного календаря. Шумные, весёлые, с песнями и играми, всегда несущие в себе добро и чувство сопричастности к родной- земле матушке.
Каждый такой праздник на Руси проводился в определённый период и входил в один из циклов по времени года. Нам же посчастливилось побывать и увидеть в один день самые разнообразные гуляния: и летние, и весенние, и осенние, побывав на II фольклорном фестивале русских фольклорных коллективов Республики Хакасия «Старина земли родной».
В этом году он проходил в посёлке Майна, что в нескольких десятках километров от г. Саяногорска. Сюда съехались фольклорные коллективы со всей нашей республики, чтобы себя показать, да на других посмотреть. Честь Боградского района выпала защищать нам – первомайцам, фольклорной группе «Родничок». Согласно условиям фестиваля, каждый фольклорный коллектив должен был оформить подворье, приготовить блюда старинной русской кухни, оформить выставку изделий декоративно – прикладного искусства. Основное конкурсное задание – показ обряда со всей его самобытностью.
Недолго думая, мы остановились на Троицких гуляниях, ведь совсем недавно подобный праздник с одноимённым названием проводился у нас в селе. Конечно, сценарий обряда пришлось координально изменить, ведь прежний был рассчитан на широкую публику, а здесь нам предстояло продемонстрировать гуляния в одном дворе.
Наш обряд празднования Троицы начинался с обхода домов веселой компанией во главе с Семиком и Семичихой, производящей много шума от удара Семика палкой об ведро и криками, зазывающими всех на улицу:
«Семик честной, Семик ладужный,
Послал за винцом.
На нём семь одёж, все шелковые,
Полушелковые.
Семику да Семичихе - яичко!
Семик баню продаёт , Семичиха не даёт.
Стряпала, стряпала,
В тесто ложки прятала.»
Весёлую компанию встречала хозяйка дома - Хороводница. Она приветствовала всех пришедших к её дому. Берёзку, принесённую девушками во главе с Бабкой – Позываткой вкапывают посередине двора. Наступает пора заплетения берёзки. Исполняя величальную, девушки заплетают берёзке косички, украшая цветами, лентами, лоскутками ткани. В завершении этого действа Бабка – Позыватка вешает на березу большой венок из тонких веточек, приглашая тем самым девушек покумиться.
Обряд «кумления» – своеобразный обед подружек жить в мире и согласии, с неотъемлимым обменом личными вещами и тройным поцелуем через венок.
- «Кумушка – кума, давай покумимся с тобой»,
- «Не ругаться и не драться, до Троицына дня дожидаться!»
После «кумления» под березой расстилались скатерти, на них выкладывалась вся снедь, принесённая для семицкой трапезы. Ритуальное блюдо – яичница! Подружки угощали друг друга, пели песни и частушки. По окончании пения , берёзку вытаскивали из земли и несли к реке, держась за её ленты. Начинался обряд гадания на венках. Девушки, по совету Бабки – Позыватки, снимали с венков свои ленты о опускали их на воду, гадая о предстоящем замужестве.
Обряд заканчивался веселыми играми, хороводными песнями, плясками и угощением караваем всех участников гуляния с пожеланиями добра, счастья, одухотворённости.
Конкурсные задания по всем номинациям судило строгое именитое жюри, состоящее из профессионалов в области декоративно – прикладного искусства и вокально – хорового народного пения. Их внимание привлекли наши старинные блюда: блины заварные, замешанные на гречишной муке с добавлением пшена, а также «Кулага»-напиток из пареной калины, заваренный небольшим количеством муки, напоминающий своего рода кисель, не приглядный с виду, но очень вкусный и полезный. Если о существовании такие блинов кое – что знали, то о «Кулаге» даже и не слышали!
Особой популярностью у зрителей пользовался наш «пруд» с плавающими уточками и перекинутым деревянным мостиком. От желающих сфотографироваться рядом с «прудом» не было отбоя!
Пока шёл конкурсный отбор подворий и обрядов, на центральной сцене выступали творческие самодеятельные коллективы и сольные исполнители. Сколько раздольных народных песен было исполнено в этот день! Какая цветовая гамма костюмов и нет ни одного похожего. Каждый отличается своей уникальностью и неповторимостью!
А какие гостеприимные хозяева! Щедрые, добродушные, нескупые на похвалу и слово доброе! Одни только подковы, сделанные народной умелицей и подаренные каждому коллективу на счастье и удачу, чего стоят! Даже начавшийся внезапно дождь ни кого не напугал, а наоборот, обрадовал, ведь на улице было так жарко. И место было выбрано замечательное: красивый берёзовый лог, с растущими на скалках дикими гвоздиками и зреющей клубникой под ногами. Одну маленькую, красную ягодку мне удалось съесть!
И вот, наконец, долгожданная церемония награждения. По результатам конкурсных заданий по заявленным номинациям, нам был вручен Диплом «Хранителю старинного рецепта русской кухни». Спасибо Т. Горустович и Л. Сизых за приготовленные старинный блюда! Третье место по итогам фестиваля было отдано фольклорной группе из г. Абазы, победное первое – уехало в с. Бея, но, а почётное второе было присуждено нашей фольклорной группе «Родничок»! Радости нашей не было предела. На мой взгляд, из 12 городских и сельских коллективов фестиваля занять второе место - это достойно!
Хочется сказать большое спасибо всем, кто оказал помощь в подготовке к поездке: управлению культуры, молодёжи, спорта и туризма в лице Милады Александровны, районному Центру культуры досуга и кино, лично С. П. Чапран и Л.Г. Близнюк за предоставленный транспорт и реквизит для оформления подворья; замечательному водителю автобуса Баль В.Е., такому терпеливому и ответственному. Ему пришлось выехать в 4 часа утра и вернуться только поздно вечером.
Особая благодарность главе Боградского района Вадиму Александровичу Сацуку за финансовую поддержку и нашему спонсору, Мухитдинову Бахадыру Ураковичу, человеку щедрой души и доброго сердца!
И, конечно, всем участникам фольклорной группы «Родничок» с пожеланиями здоровья, радости, удачи и новых побед!
Татьяна Коновалова.
Худ.руководитель Славянского культурного центра