Стоят, вероятно, последние теплые деньки. С деревьев еще не совсем облетела листва, но неизбежно приближается зима. Она уже дышит ночными заморозками. А за ними наступил и отопительный сезон. Каким он будет для жителей многоэтажек, зависит не только от поставщика тепла – Хакресводоканала, но и от состояния домов: утеплены ли подъезды, целы ли окна в подвалах (отапливать улицу как-то не резон), не текут ли трубы подачи горячей и холодной воды и др.?
Долгое время многоэтажки были практически брошены на произвол судьбы. Местная власть, как могла их поддерживала, но настоящего хозяина не было. И вот, наконец-то, он появился в лице управляющей компании «Енисей». В нашей газете уже публиковали интервью с ее директором Анатолием Семыкиным. И если журналистам пришлось выслушать ряд замечаний и претензий по поводу этой публикации - «сначала надо наше правильное мнение узнать, а потом писать!», то можно себе представить нервное состояние Анатолия Николаевича.
На прошедшем недавно сходе жильцов многоэтажных домов понервничать пришлось и председателю сельсовета Николаю Волошину. В самом начале встречи он сообщил, что если экономически обосновать тарифы за услуги Хакресводоканала, то пришлось бы их повышать на 80 процентов. Зал ахнул. Но Николай Иванович тут же подтвердил мелькнувшую у жильцов мысль о собственной неплатежеспособности по таким ценам: «Это неподъемно для нашего населения, оно неплатежеспособно в этом плане. Будем пробивать разницу в выпадающих доходах Хакресводоканала через Правительство республики. А эта разница составляет 5 миллионов рублей».
При этом мэр напомнил о долге населения Хакресводоканалу за потребленное тепло и воду в сумме 645 тысяч рублей: «Среди вас есть, наверняка, такие должники». Зал притих. Если учесть, что здесь собралась большая часть жильцов многоэтажек, и зал районного Дома культуры был почти полон, такие личности были уж точно. Далее оратор пристыдил отсутствующих здесь бородинцев за долг в 450 тысяч рублей и сонцев - за 28 тысяч рублей.
И все-таки Николай Иванович слегка облегчил моральные страдания неплательщиков, объявив, что этот долг, по сравнению с прошлыми годами, когда население было должно коммунхозу 2,5 – 3 миллиона рублей, невелик. «Тарифы ежечасно, ежесекундно повышаются, но они сдерживаются Правительством Республики Хакасия. Не думайте, что вам придется платить по 10 тысяч. Ничего подобного!», - успокаивал жильцов многоквартирок глава Боградского сельсовета. А чтобы показать, что Хакресводоканал - не наш бывший малохольный коммунхоз, перечислил объекты, обслуживаемые этим предприятием: г.Абаза, Черногорск, Сорск, Ширинский, Боградский районы, п.Усть-Абакан и др.
Наконец, перейдя к главной теме собрания – работе управляющей компании, Николай Иванович предложил собравшимся высказать свои предложения, критические замечания в адрес «Енисея».
Первой взяла слово депутат сельсовета Тамара Ивановне Шигаева: «Почему по условиям договора нас сравнивают с городом? Не зная всей системы, человек боится остаться вообще без денег. Уголь подорожал, вода дорожает, за все надо платить. Но не повышается зарплата. Поэтому страшит неизвестность.
В городе все отлажено. У меня в Черногорске живет сын. Так там в шесть утра дворники все метут и чистят. Человек утром идет на работу по чистому двору, скверу. А тут мы сами виноваты - наплевательски относимся к своим дворам, мусорим, ломаем. Мы живем в большом доме и это наш дом, мы в нем хозяева, мы - собственники. И в большом доме не обойтись без обслуживания его специалистами. К кому обратиться по поводу сгоревшей розетки или забитой канализации? Это хорошо, что появилась управляющая компания, в которой есть нужные мастера. Однако люди обеспокоены высокими расценками. Что делать тем, у кого небольшая пенсия или невысокая зарплата?».
Виктор Иванович Васильев: «Я подсчитал: управляющей компании мне придется платить по 700 рублей в месяц. Но у нас в доме чисто, есть великолепная детская площадка, во дворе порядок. Мы обойдемся без технички».
Нина Георгиевна Губарева: «Все против уборки подъездов и территории работниками компании. Мы еще сами справляемся. Если сельсовет поможет материалом, мы и забором огородим свою территорию. Наши дома самые старые в Бограде. Так почему бы не начать ремонт с них? Уже стены валятся. Платить мы будем, главное чтобы результат был».
Женщина еще долго перечисляла беды своего дома. На что председательствующий Николай Иванович ответил: «Управляющая компания не сможет все крыши отремонтировать, это прерогатива местной власти. Будем входить в программы, их мы уже составили. Нужно перекрыть 24 крыши на сумму 90 миллионов рублей. Кстати, управляющая компания практически уже сделала тепловой контур в домах: во многих подъездах и подвалах установлены и продолжают устанавливать двери. Домов много и все разбиты. Времени до морозов мало, нужно сделать главное. На следующий год будем делать более детальный ремонт».
- Я прошу директора компании обратить внимание на дом номер 107 по улице Советская. Канализация бежит, дом в ужасном состоянии», - почти взмолилась Галина Николаевна Пирогова.
И опять же на это эмоциональное обращение ответил глава сельской администрации Николай Волошин: «В вашем доме существует ТСЖ. Надо председателю срочно заключить договор на обслуживание с управляющей компанией».
Да, жильцов многоэтажек задело за живое. На кону существование самих жилых домов, люди рискуют остаться без жилья. Равнодушных не было. Страсти кипели нешуточные. От слезного: «Возьмите нас, пожалуйста!» - тех, кто живет в аварийном доме, до: «Не будем платить за уборку!» - тех, у кого дом в нормальном пока состоянии. Жильцы самых старых домов по улице Советская наперебой, с ужасающими описаниями бед своих домов, просили начать ремонт именно с их дома. Ну, это ли не доказательство своевременности появления такой компании, которая берет в обслуживание несчастные дома?
Наконец, дошла очередь до «виновника торжества» директора управляющей компании «Енисей» Анатолия Николаевича Семыкина.
В начале своей речи он призвал всех, у кого останутся вопросы, будут просьбы и предложения, зайти в офис компании и там решить все проблемы. «Они все решаемы», - заверил он.
- Теперь о тарифах, - продолжил Анатолий Николаевич. – Отвечаю на вопрос, почему оплата берется с площади квартиры. Это не мной установлено, это по закону. О льготах. Они обязательно сохранятся. Это тоже по закону.
Сбор на ремонт жилого фонда обойдется плательщику в 1 рубль 97 копеек с одного квадратного метра жилплощади. Давайте подсчитаем. С 30 квадратных метров квартиры, грубо говоря, компания получит шестьдесят рублей в месяц. Что на эти деньги можно купить? Один погонный метр отмостки стоит 796 рублей, все стройматериалы очень дороги. Я понимаю, что цены для сельских жителей высоки. Но в магазине одна цена на стройматериалы, что для городских, что для сельских жителей.
Вы говорите, что у меня расценки выше, чем в городе? Там жильцы платят управляющей компании 12 рублей за квадратный метр жилплощади, у меня он стоит 8 рублей 46 копеек.
Я призываю людей к диалогу. Вот пришли жильцы дома номер шесть с улицы Школьная, сказали, что будут подъезды сами мыть. Мы достигли соглашения с жильцами и вычеркнули этот пункт из договора. Всегда можно договориться.
Теперь о вывозке мусора. Его будет вывозить Хакресводоканал. Договор об этом заключен с сельской администрацией.
В договорах, которые подписывают жильцы, допущена досадная ошибка. Написано, что за уборку придомовой территории взимается 3 рубля 70 копеек. Это не так. Там должно быть написано 1 рубль 70 копеек. Я приношу свои извинения. А 2 рубля – на капитальный ремонт здания. По программе участия государства в ремонте многоэтажных домов население должно внести пять процентов от суммы ремонта, а государство добавит 95. Если наших денег столько не будет, не видать государственной поддержки.
О сделанном. Жители пятиэтажек начинают забывать о текущих в подвалах трубах, забитых колодцах. Сантехники каждое утро обходят и проверяют колодцы. Оставшийся в подвалах запах будем убирать опилками, которые его впитают. Так что не стоит удивляться, когда рабочие будут то заносить опилки, то выносить.
Управляющая компания ежегодно представляет отчет собственникам жилья о проделанной за год работе. Любой собственник может прийти, поинтересоваться, что сделано, проверить расходование денег уплаченных жильцами.
Приходите, подавайте заявки. Некоторые мы уже выполняем. В доме номер 142, с жильцов которого, кстати, я не взял ни копейки, заменили канализационные трубы, восстановили стену. Все за свой счет, с надеждой, что люди поймут.
О проблемах с электроснабжением. Электрик пройдет по всем домам, составит дефектную ведомость. В первую очередь заменим автоматические выключатели. Старые уже не выдерживают возросшую мощность потребления электроэнергии бытовой техникой. Будет заменена электропроводка, лампы накаливания заменим на энергосберегающие.
О подвалах. Это инженерная инфраструктура, куда есть доступ только специалистам компании или ЖКО. Там не должно быть складов с дробленкой, сараев с дровами и прочим имуществом. Был случай, когда в подвал не пустили сантехника!
Все магазины и другие организации, расположенные в жилых домах и подвалах будут так же платить за канализацию, уборку территории и т.д.
Мы не можем открыть в подвале мастерскую для сантехника, электрика по одной простой причине – частой затопляемости из-за засорения канализационных труб неаккуратными жильцами. В этих трубах и колодцах можно найти все – начиная от картошки, заканчивая средствами гигиены. Канализация предназначена для другого. Давайте поддерживать порядок и культуру проживания совместно.
Я обещаю восстановить детские площадки. Но давайте договоримся об их сохранности. Песок в песочнице предназначен детям, а не кошкам.
Давайте беречь то, что у нас есть. Можно и нужно жить в красивых благоустроенных домах. Чтобы во дворах росли деревья и цветы, на площадках играли дети, на лавочках судачили старушки. Чтобы не охватывало людей раздражение и уныние от разбитых подъездов, зловонных подвалов, грязи и мусора, чтобы добавилось людям самоуважения. Давайте сообща обустроим свои дома так, чтобы не стыдно было передать их своим детям. А управляющая компания в этом поможет.
Сергей Фролов