Федеральным законом от 21.07.2014 № 234-ФЗ в Земельный кодекс были внесены изменения, расширяющие права должностных лиц органов государственного земельного надзора. В частности, теперь им предоставлено право на проведение административного обследования объектов земельных отношений, которому в Кодексе посвящена статья 71.2.
В связи с появлением в Земельном кодексе нового «этапа» государственного земельного надзора - административного обследования объектов земельных отношений, утверждены правила проведения административного обследования. Документ вступил в силу с 1 апреля 2015.
Предметом административного обследования объектов земельных отношений является соблюдение юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований земельного законодательства. Административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.
При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.
Должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации.
Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
По сути, административное обследование является частью государственного земельного надзора, поскольку его результаты будут учитываться при составлении ежегодных планов проведения плановых проверок, а выявленные в ходе обследования признаки нарушения требований земельного законодательства являются основанием для проведения внеплановых проверок с последующим привлечением к административной ответственности в случае подтверждения правонарушений.
В отношении некоторых земель обследование будет производиться в приоритетном порядке.
Например, в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя кадастровой стоимости в соответствующем муниципальном образовании, или в отношении земель, востребованных в гражданском обороте (исходя из статистики сделок купли-продажи по данным ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним).
Результаты административного обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений (в случае выявления признаков нарушений земельного законодательства, по которым предусмотрена административная и иная ответственность) либо заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства.
Результаты административного обследования объекта земельных отношений подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое административное обследование, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации).
В случае выявления при проведении административного обследования объектов земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации, принимается решение о проведении внеплановой проверки, а в случае наличия достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП.
Поскольку привлекать к административной ответственности за нарушение требований земельного законодательства могут не только органы земельного надзора, Правительство РФ предусмотрело в Правилах передачу результатов обследования соответствующим органам для последующего проведения ими проверок, по результатам которых и будут приниматься решения о санкциях.
Применение административного обследования земельных участков существенным образом скажется на эффективности осуществления государственного земельного надзора - результативности проведения проверок, поскольку при осуществлении данного мероприятия можно определить наличие или отсутствие нарушения земельного законодательства до проведения проверки в отношении того или иного лица. Тем самым исключить необоснованную проверку в отношении как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и граждан.
В течение 2015 года государственными инспекторами Черногорского отдела Управления Росреестра по Республике Хакасия проведено 70 административных обследований, из них в 50 случаях выявлены признаки нарушения земельного законодательства, по результатам проведенных на основании административных обследований внеплановых проверок было 17 лиц было привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа.
С начала 2016 года Черногорским отделом уже проведено 28 административных обследований объектов земельных отношений, из них в 17 случаях выявлены признаки нарушений земельного законодательства, результаты будут использоваться при составлении ежегодного планов проверок на 2017 год, а также для проведения внеплановых проверок в течение 2016 года.
Государственный инспектор в г. Черногорск,
Боградском районе Республики Хакасия
по использованию и охране земель,
главный-специалист эксперт Черногорского отдела
Управления Росреестра по Республике Хакасия
Т.А. Затынайченко