ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ С УЧЕТА ГРАЖДАН РОССИИ
11 ноября 2010 г. принято постановление № 885 «О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Данное постановление вступило в силу с 28 ноября 2010 г. (положения, касающиеся регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства, вступят в силу 1 января 2011 г.)
К ныне действующему порядку, предусматривающему личное обращение гражданина с заявлением по установленной форме к должностному лицу, ответственному за регистрацию, либо собственнику жилого помещения, добавляется возможность подать заявление о регистрации по месту пребывания (с 28 ноября 2010 г.) и по месту жительства (с 1 января 2011 г.) в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или через почтовые отделения связи. Для этих целей гражданину необходимо будет зайти на портал «www.gosuslugi.ru», пройти процедуру регистрации личного кабинета и далее направить заполненное заявление по установленной форме в соответствующий орган регистрационного учета. Или же пройти аналогичную процедуру заполнения заявления и подачи установленных документов в почтовых отделениях связи. Срок оформления регистрации остается прежним – 3 дня со дня получения органами регистрационного учета заявления.
В случае поступления от гражданина в орган регистрационного учета заявления в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) он будет уведомлен о приеме данного заявления через его «личный кабинет» в течение дня с указанием данных сотрудника подразделения, принявшего заявление.
При поступлении заявления от гражданина о регистрации по месту жительства ответственным сотрудником подразделения ФМС России в автоматизированном режиме в порядке консультации гражданину будут перечисляться документы, которые он должен будет предоставить при личной явке в орган регистрационного учета. К таким документам относятся паспорт гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста – свидетельство о рождении, и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение. К нему относится заверенное в установленном порядке заявление лица, предоставившего свое жилое помещение для постоянного жительства (регистрация по месту жительства), либо взаимному соглашению сторон договор, предусмотренный гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации. Оттиск штампа в паспорт гражданина Российской Федерации, либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства по установленной форме (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) будет проставляться органом регистрационного учета в день предоставления заявителем вышеперечисленных документов. Таким образом, исключается необходимость повторной явки для получения документа с проставленной в нем регистрацией. Данная процедура станет доступна для граждан Российской Федерации с 1 января 2011 г.
В заявлении от гражданина Российской Федерации о регистрации по месту пребывания необходимо будет указать все данные о документе (паспорте), удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, предоставившего свое жилое помещение для временного проживания. При этом орган регистрационного учета в последующий 3-дневный срок о факте регистрации гражданина по месту пребывания в обязательном порядке будет уведомлять собственника, либо нанимателя жилого помещения, по адресу которого произведена регистрация гражданина.
Таким образом, согласно данному постановлению Правительства Российской Федерации, ответственность за достоверность содержащихся в заявлении сведений, в том числе в части согласия собственника, либо нанимателя муниципального жилого помещения, и постоянно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи, на временное проживание гражданина Российской Федерации, возлагается лично на заявителя. В случае поступления от собственника, либо нанимателя жилого помещения заявления о том, что им жилое помещение не предоставлялось зарегистрированному лицу для временного проживания, такая регистрация органом регистрационного учета будет аннулироваться.
Получить свидетельство о регистрации по месту пребывания установленной формы гражданин будет вправе в приемные часы непосредственно в органе регистрационного учета. Либо данное свидетельство по просьбе гражданина будет направляться ему почтовым отправлением. В последующем, при введении в практику электронно-цифровой подписи, появится возможность направления данного свидетельства по электронным каналам связи.
Таким образом, при регистрации по месту пребывания отпадает необходимость личного обращения граждан в орган регистрационного учета, что делает процедуру подачи заявления более комфортной. Данная процедура станет доступна для граждан Российской Федерации с 28 ноября 2010 г.
За нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере регистрационного учета, в частности за проживание гражданина без регистрации свыше установленного срока (для регистрации по месту пребывания 90 дней, для регистрации по месту жительства – 7 дней) и допущение проживания граждан без регистрации в соответствии со статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, предусмотрены штрафные санкции от 1500 до 2500 рублей.
Е. Михель, начальник ТП УФМС России по Республике Хакасия в Боградском районе