Одной из антикоррупционных мер, установленных российским законодательством и активно реализуемых на практике, является механизм уведомления о приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих, если до увольнения со службы они замещали коррупционно-опасные должности. Перечни таких должностей устанавливаются нормативными правовыми актами каждого государственного органа или органа местного самоуправления самостоятельно и размещаются для ознакомления на официальных сайтах таких органов либо публикуются в официальном печатном издании.
Обязанность уведомлять о приеме на работу указанных лиц, включенных в перечни, предусмотрена статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и должна быть исполнена работодателем в десятидневный срок после заключения трудового договора.
Правила сообщения работодателем о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, установлены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. В частности, направляемое уведомление должно быть в письменной форме, и наряду с анкетными данными гражданина содержать иные сведения, касающиеся исполнения обязанностей по новой должности. При этом, направляя такое уведомление, работодатель должен убедиться в том, что оно получено государственным органом или органом местного самоуправления. Только тогда обязанность будет считаться исполненной.
Стоит также отметить, что обязанность уведомлять о трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих возникает не только у работодателя, который принимает на работу гражданина сразу после увольнения со службы, но и у всех последующих работодателей в течение двух лет с момента увольнения со службы.
В случае ненаправления уведомления или нарушения срока его направления работодатель подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ. Санкция указанной статьи достаточно строгая и предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.
Практика прокурорского надзора свидетельствует, что организациями зачастую вышеназванное требование антикоррупционного законодательства не соблюдается. Желая избежать установленной законом ответственности, в свое оправдание должностные лица ссылаются на незнание норм закона либо полагают, что принятый ими работник не занимал коррупционно-опасную должность. Однако такие доводы не освобождают их от ответственности.
Только за первое полугодие 2016 г. прокурорами возбуждено 18 дел об административных правонарушениях по ст. 19.29 КоАП РФ. Из них судами рассмотрено 16 дел, 12 должностных лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей, трем юридическим лицам назначен штраф в размере 50 000 рублей и одному – 100 000 рублей.
Хочется также обратить внимание работодателей на то, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, недобросовестные организации и их должностные лица не смогут избежать ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства.
Помощник прокурора республики по надзору
за исполнением законодательства
о противодействии коррупции
Надежда Диденко