Пенсионный фонд России и Министерство внутренних дел призывают граждан к бдительности, когда дело касается передачи сторонним лицам персональных сведений. Зачастую их сбором занимаются аферисты, используя полученную информацию в корыстных целях. Например, СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счёта и данные паспорта могут быть использованы для мошеннических действий с пенсионными накоплениями. То есть для перевода средств к другому страховщику досрочно, а, значит, с убытком для тех, чьей суммой будут распоряжаться.
Чтобы предостеречь граждан от действий, в результате которых возможны финансовые потери, ПФР и МВД совместно с общественными организациями проводят разъяснительную работу. С этой целью в трудовых коллективах, учреждениях, организациях, работающих с населением и оказывающих услуги, распространяется тематическая листовка «Осторожно, мошенники». В ней кратко изложены основные рекомендации о том, как самому не стать жертвой мошенников и как поступить в случае, если довелось стать свидетелем ситуации, когда неизвестные задают другим гражданам вопросы о пенсионных накоплениях: ни в коем случае не сообщайте незнакомым данные паспорта и СНИЛС, а если заметили подозрительных людей, занимающихся сбором такой информации, то сообщите по номеру телефона 02, если со стационарного, или 102 – с мобильного.
Нечистоплотные методы работы с населением зачастую используют и агенты негосударственных пенсионных фондов, которые не говорят об убытках в случае досрочного перевода средств пенсионных накоплений.
Очень важно помнить: если менять страховщика (ПФР или НПФ) чаще, чем раз в пять лет, накопления переводятся без учёта всего или части инвестиционного дохода. Пенсионный фонд России рекомендует менять страховщика не чаще одного раза в пять лет, а при подаче заявления проверять его тип – на срочный или досрочный перевод, выбирая первое.