«Профилактика правонарушений и преступлений: управление личным временем подростка» является актуальной проблемой современного общества. Не секрет, что нынешние подростки отличаются от тех, какими они были ещё несколько лет назад. Эти ребята не теряются в мощном информационном потоке современной жизни, а напротив, купаются в нём. Их лексикон порядком обновился, а увлечения непонятны. Подростки сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они всё время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они тиранят учителей. Всё это связано с тем, что на ребенка в современной ситуации его жизнедеятельности и взросления оказывает влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода, связанный с серьезными физическими, физиологическими и психологическими изменениями, происходящими у ребенка. Результатом данного процесса часто является неадекватное поведение подростка.
Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому на учителей возложена огромная ответственность за воспитание личности. В Федеральном законе "Об основах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних" указано, что субъектом формирования правомерного поведения и профилактики противоправного действия является школа.
Профилактическая работа с обучающимися - процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Основная задача по профилактике правонарушений и законопослушного поведения несовершеннолетних заключается в раннем выявлении причин способствующих отклонению от норм.
Основными формами работы по профилактике правонарушения и формирования законопослушного поведения является:
1. Изучение особенностей личности обучающихся, занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения.
2.Организация внеурочной работы, занятости в свободное и каникулярное время.
3. Консультации для обучающихся и их родителей.
4. Индивидуальные или групповые профилактические беседы с обучающимися и родителями.
5. Вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность через реализацию проектов занятости их в спортивных секциях, кружках, участие в школьных мероприятиях, волонтерских отрядах и общественных организациях патриотической направленности.
В профилактической деятельности с конкретным ребенком важно не упустить время именно на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, лишь тогда, может быть, легче достигнут успех. Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.
Конечно же, огромное влияние на поведение несовершеннолетнего оказывают его родители, неблагоприятное условие семейного воспитания ведет ребенка к совершению правонарушений и преступлений. Здесь может быть недостаточное внимание родителей или слишком чрезмерная любовь, чрезмерная позволительность, чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребенка и его воспитании невозможно без тесного и активного участия РОДИТЕЛЕЙ.
В общеобразовательных организациях Боградского района проводятся мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений среди подростков. Ведущим специалистом Управления образования администрации Боградского района Маньяковой Анастасией Владимировной 17.10.2024 года проведена профилактическая беседа с обучающимися 7 «А» класса МБОУ «Боградская СОШ» в присутствии классного руководителя Щербининой Елены Анатольевны, в ходе которой обсуждались такие вопросы как:
- Цели и задачи социально-психологического тестирования (СПТ).
- Юридическая ответственность детей за травлю, с приведением пунктов уголовного кодекса и кодекса об административных правонарушениях (ст.ст. 111, 112 УК РФ, ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ).
- С 14-летнего возраста наступает личная ответственность, с приведением пунктов уголовного кодекса (ст.ст. 111, 112, 158, 161, 162, 163, 214 УК РФ, ч. 2 ст. 167, ч. 2 ст. 213 УК РФ).
- С 16 лет ответственность наступает в полной мере, с приведением пунктов уголовного кодекса и кодекса об административных правонарушениях (ст.ст. 110, 110.1, 116, 117, 128.1, 282 УК РФ, ст. 20.1 КоАП РФ).
- Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 63 СК РФ, ст. 5.35 КоАП РФ).
Ответственность за детей несут родители. Мы учим своих детей «Что такое хорошо, а что такое плохо», когда крошка сын должен придти и узнать к отцу или к матери, а не к педагогу или директору школы. Родителям пора осознать всю степень ответственности, что кроется в «шутках и шалостях» их детей.
Воспитание необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно, взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, ТОЛЬКО тогда будет результат. Недаром В.Г. Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Ведущий специалист
Управления образования
администрации Боградского района
А.В. Маньякова