Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ), начиная с 2009 года стал единственной формой итоговой государственной аттестации для всех выпускников средних школ России. Хорошо это или плохо, об этом все спорят, начиная с 2001, когда ЕГЭ вошёл в жизнь каждого выпускника, учителя, родителя нашей страны. Причина - это многогранность ЕГЭ. Он имеет как положительные стороны, так и отрицательные.
В защиту единого госэкзамена можно сказать, что такая форма итоговой аттестации позволяет молодым людям из любого уголка нашей страны получить шанс поступления в самые престижные вузы страны. Для этого необходимо набрать нужное число баллов. Абитуриенту не требуется ехать на вступительные экзамены в выбранное учебное заведение. Сократилось количество сдаваемых предметов. До ЕГЭ был изматывающий марафон: выпускные экзамены в школе и сразу начинаешь готовиться к поступлению, затем вступительные в вуз. Нашим выпускникам надо только пораньше определиться, куда поступать, и какие знания для этого потребуются. Высшее образование становится по-настоящему доступным — это главный аргумент сторонников единого выпускного экзамена.
Тестовые задания ЕГЭ включают в себя всю школьную программу по избранному предмету. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые критерии и методы оценки качества выполнения тестовых работ, следовательно, результат по оценке знаний более объективен (можно получить до 100 баллов), так как при пятибалльной системе используются только оценки: 2 – 3 - 4- 5. В традиционном экзамене фактор везения был более значим. Выпускнику сегодня необходимо знать всю школьную программу, а не только тот билет, который ему попался. Здесь важен и тот фактор, что кроме русского языка и математики, все остальные экзамены - по выбору. Их никто не навязывает, и выпускник выбирает те, которые ему нужны для получения профессии. ЕГЭ стимулирует подготовку к выбранному экзамену, в том числе и самостоятельную, если хочешь действительно получить знания по избранному предмету.
Проверка результатов выполненных работ частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
Повышение требований к ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
ЕГЭ отменяет субъективизм школьных учителей, существующий в виде завышенной или заниженной оценки, субъективизм педагогов вузов, принимающих вступительные экзамены. Исключает он также и произвольность вузов в выборе предметного содержания вступительных экзаменов. Содержание по каждому предмету едино по всей стране.
Ликвидация взяток — еще один убедительный довод в пользу ЕГЭ. Уровень коррупции действительно снизился, но взятки в сфере образования не исчезли. Просто сместились акценты — с высших учебных заведений в сторону школ и тех людей, кто непосредственно проводит экзамен и проверяет его результаты. Скандалы вокруг ЕГЭ разгораются ежегодно.
Стоит сказать и о других негативных сторонах ЕГЭ
Недоработана организационная часть ЕГЭ.
Отмена устной части экзамена ухудшает качество знаний абитуриентов.
В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало.
Выбор одного варианта из нескольких не всегда показывает реальных знаний учащегося, так как часть ответов может быть выбрана случайно. Тестовая форма главным образом показывает качество выученного материала и плохо пригодна для оценки компетентности или способности к творческому подходу.
Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ. Ежегодно они меняются. Как бы мы не старались подготовить выпускника к сдаче единого экзамена, каждый из них остаётся один на один с контрольно- измерительными материалами в момент сдачи и часто не справляется с волнением и допускает досадные ошибки. Они – то чаще всего и ошибаются в простых заданиях. Необходима кропотливая серьёзная работа школьных психологов, особенно с теми, кто готовится ответственно. Такие выпускники более уязвимы. У нас, сельских учителей также высока мера ответственности, мы, как городские педагоги, не можем надеяться на репетиторов. Безусловна постоянная взаимосвязь с родителями. Мой опыт этого года ещё раз подтвердил эту истину: выпускница сдала экзамен по биологии с такими результатами, что удивила меня. А причина – один разговор с её мамой. Родители наши союзники: ЕГЭ определяет осуществление мечты их ребёнка в профессиональном становлении. Только такой прочный союз поможет нам успешно сдать экзамены, надеясь только на свои знания..
Опыт проведения ЕГЭ ещё очень мал. К организации итогового экзамена подключено много людей, отсюда много сложностей. Отсюда ежегодно скандалы и недоверие к результатам ЕГЭ.
Один из путей уменьшения негатива - это усиление контроля за всеми этапами подготовки и проведения единого государственного экзамена , в том числе и более широкое привлечение к наблюдению за проведением ЕГЭ общественных организаций.
С.А. Лопатина, член Общественной палат
Боградского района, учитель биологии
Боградской средней школы.