Поступающие сообщения о происшествиях, независимо от места и времени их совершения, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел.
Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи.
Вне органов внутренних дел, а также в отделах (отделениях) полиции, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники полиции.
В соответствии с уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации заявление, сделанное в письменном виде, должно быть подписано заявителем, содержать данные о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства и работы, домашнем либо служебном телефоне. Если заявитель осуществляет представительские функции, это подтверждается соответствующими документами.
Заявление о преступлении может быть сделано устно. Такое заявление оформляется протоколом принятия устного заявления о преступлении, который подписывается заявителем и лицом, его принявшим. Протокол должен содержать данные о заявителе, документах, удостоверяющих его личность. Однако отсутствие документов у обратившегося с заявлением лица не является основанием для отказа в приеме информации. Заявитель, в соответствии с п. 6 ст. 141 УПК предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, предусмотренной ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Если сообщение о происшествии поступило в отдел (отделение) полиции при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время его получения.
Если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления, который оформляется сотрудником полиции, принявшим сообщение.
В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимными признаются обращения, не содержащие сведений о фамилии и месте жительства заявителя либо содержащие ложные данные о заявителе.
В случае добровольного сообщения лица о совершенном им преступлении оформляется протокол явки с повинной.
Органы внутренних дел не в праве отказывать в приеме заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях по причине недостаточности сообщаемых сведений.
Сообщения о происшествиях, за исключением содержащих признаки преступления или административного правонарушения, рассматриваются в срок не более 30 суток.
Заявления военнослужащих и членов их семей, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматриваются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации безотлагательно.
По результатам рассмотрения сообщения принимается одно из следующих решений;
по сообщению о преступлении:
о возбуждении уголовного дела;
об отказе в возбуждении уголовного дела;
о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения в суд;
по иным сообщениям о происшествии:
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;
о приобщении к материалам специального номенклатурного дела.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации срок принятия решения по поступившему сообщению о преступлении не должен превышать 3 суток с момента его поступления. Этот срок может быть продлен начальником следственного отдела, начальником органа дознания до 10 суток.
При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа, прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток.
О принятом решении по сообщению о преступлении и происшествии информируется заявитель. Ему разъясняется право и порядок обжалования принятого решения. Жалоба подается прокурору или в суд в порядке установленном ст.ст. 124, 125 УПК РФ, либо в другие инстанции, в т.ч. непосредственному или вышестоящему руководству сотрудника.
Сотрудник дежурной части не вправе отказывать гражданам в приеме заявления, сообщения или иной информации о происшествии.
При поступлении по телефону жалобы на сотрудников полиции, а также сообщений, не содержащих сведений о правонарушении, сотрудник дежурной части обязан сообщить заявителю номер «телефона доверия», дни и часы приема населения руководителями соответствующего подразделения, а также разъяснить порядок направления в отдел (отделение) полиции письменного обращения,
При личном обращении граждан или лицом, представляющим его интересы по фактам действия или бездействия сотрудников полиции с письменным обращением в орган внутренних дел, принимаются и регистрируются в дежурной части круглосуточно. Оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его автору обращения или лицу, представляющему его интересы.
Каждый факт сокрытия сотрудником полиции поступающих заявлений и сообщений о правонарушениях и иной информации является грубейшим нарушением, требующим проведения служебной проверки и принятия к виновному мер в соответствии с законом.
Дополнительно, вся необходимая информация по приему, регистрации и рассмотрения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях размещена на Едином портале государственных услуг по адресу www.gosuslugi.ru.
Штаб Отд МВД России по Боградскому району