Главная > Вести прокуратуры > Прокурор разъясняет: Об исполнительском сборе

Прокурор разъясняет: Об исполнительском сборе


1-12-2020, 15:00. Разместил: Admin

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, исполнительский сбор выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае несогласия с постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 3 ст. 119 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Перечень оснований для судебного пересмотра постановления судебного пристава-исполнителя является открытым. Учитываются степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественное положение должника, а также иные существенные обстоятельства.

При наличии указанных оснований и в соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ суд вправе (но не обязан) реализовать следующие полномочия:

- отсрочить взыскание исполнительского сбора;

- рассрочить его взыскание;

- уменьшить размер исполнительского сбора (но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ);

- освободить должника от взыскания указанного сбора (при отсутствии установленных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства).

Для уменьшения исполнительского сбора или его полной отмены должнику необходимо доказывать, что у него были какие-то непредвиденные и непреодолимые обстоятельства, которые помешали погасить долг в течение 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Такой срок предусмотрен ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ.

Основаниями для отмены постановления могут являться:

- преждевременное вынесение постановления, т.е. до истечения назначенного срока;

- нарушения порядка возбуждения производства (например, ненадлежащее направление документа должнику, что повлекло пропуск срока);

- назначение санкции по делам, по которым запрещено взыскивать сбор (их перечень содержится в ч. 5 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ);

- взыскание сбора при наличии документов, подтверждающих своевременность исполнения;

- неправильный расчет суммы сбора, в том числе при завышении его размера;

- неправомерный отказ принять доказательства непреодолимой силы и продлить срок для добровольного исполнения.


Вернуться назад