Главная > новости района, Молодежь, Наши достижения > На уроках и ошибках прошлого

На уроках и ошибках прошлого


3-03-2020, 10:31. Разместил: Пресс-служба

В Абакане на базе Хакасского детского технопарка «Кванториум» состоялся региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, организаторами которого выступили Хакасское республиканское отделение межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь» и Республиканский центр дополнительного образования.

В конкурсе приняли участие 115 школьников из разных уголков нашей республики, они защищали свои работы в 14 секциях. Победители в апреле станут участниками финала, который традиционно пройдет в Москве. 

Боградскую среднюю школу и наш район представляли ученики, по результатам своих выступлений занявшие призовые места на муниципальном этапе конкурса имени Вернадского. Самые юные исследователи, только начинающие свой путь на научном поприще, - Юлия Степанова и Данил Рябухин, а также обучающиеся среднего звена Елизавета Девитайкина и Дмитрий Кукуль, старшеклассники Роман Вайц, Кирилл Владимиров и Максим Бондаренко. Все они – члены школьного научного объединения «Поиск».

Призеров и победителей конкурса подготовили опытные наставники: Тамара Шигаева, Елена Михайлова, Валентина Власова, Анастасия Князева, Игорь Фатеев.

По итогам республиканского этапа сертификат участника и грамоту за лучшее междисциплинарное исследование в секции «Математика, физика и информатика» получил Дмитрий Кукуль, за «Лучшее представление исследования» грамотой награждена Елизавета Девитайкина. Призерами конкурса и обладателями медалей стали Юлия Степанова, Данил Рябухин, Роман Вайц.

Роман, кстати, получил самое большое количество наград – один диплом и  четыре сертификата, защищая на конкурсе сразу две исследовательские работы. Он вошел в число призеровв номинации «Человек и событие», за вторую работу, которая была по искусствоведению, удостоился сертификата «За лучшую междисциплинарную работу».

Победителем в секции «Региональное краеведение» стал Максим Бондаренко, а в секции «Человек и событие» -Кирилл Владимиров, дополнительно получивший сертификат за «Лучший стенд». Кириллу и Максиму выпал уникальный шанс представить нашу республику в финале Всероссийскогоэтапа конкурса имени Вернадского. В столицу России полетит и Роман Вайц, где он также представит обе свои работы.

- Мы подготовили три исследовательские работы, одну по руднику Юлия и две по творчеству Василия Ивановича Сурикова, - рассказал научный руководитель старшеклассников Игорь Фатеев. – Над исследованиями работали почти два года, все работы эксклюзивные. Темы я подобрал те, которыми сам долгое время занимался, все материалы были опубликованы в районной газете.

Развить «Историю одной находки» Игорь Сергеевич предложил МаксимуБондаренкоеще в прошлом году, он тогда учился в 10 классе и сразу увлекся темой, связанной с печатью «Енисейстрой» (эта работа Игоря Фатеева была опубликована в «Родной земле» в 2019 году).

- Работали быстро, так как надо было срочно представлять исследование на Катановских чтениях в ХГУ в номинации «Юрист и общество сегодня». На победу, если честно, не рассчитывали, просто решили попробовать свои силы, - продолжил Игорь Сергеевич. –  Да и я сам на тот момент еще ни разу не выступал в роли научного руководителя. Это был мой первый опыт. И он оказался успешным.

Тогда Максим занял третье место, получил грамоту от ХГУ и от прокуратуры Хакасии, курирующей конкурс. С этой же работой в мае 2019 года они выступили на конкурсе в Национальном архиве республики Хакасия, где были удостоены четвертого места. Далее исследовательский труд немного доработали, исправили некоторые недочеты, которые были высказаны экспертами, и приняли решение выступить на муниципальном этапе Вернадских чтений.

- В Абакане мы думали, что займем, возможно, второе-третье место. Во время защиты в секции «Региональное краеведение» эксперты из ХГУ задавали очень каверзные вопросы, на которые Максим с трудом, но отвечал. Этот опыт нас заставил более внимательно отнестись к защите, подготовить предполагаемые ответы-заготовки на следующий этап конкурса, - подвел итог теперь уже научный руководитель Игорь Фатеев.

А вот что сказал сам Максим Бондаренко:

- Я был шокирован, когда услышал свою фамилию и узнал, что стал победителем. Но я старался, и мои старания мне помогли. А началось все с найденной печати «Енисейстрой». Я держал ее в руках и думал, какие тайны хранит эта незамысловатая вещь из прошлого. Потом, работая с рассекреченными архивами МВД СССР, узнал много фактов, которые происходили на территории Боградского района на руднике Юлия в период 1949-1954 годов. Изучил «Красноярское дело геологов», приказы Сталина по организации ГУЛАГА  в поселке Цветногорск. Много узнал о репрессированных геологах,  которые незаконно были арестованы и работали по поиску урановых руд на руднике. Я благодарен своему научному руководителю Фатееву Игорю Сергеевичу за то, что он именно на меня обратил внимание и предложил провести исследование такой интересной темы. Теперь мы готовимся к конкурсу, который пройдет в столице нашей родины – Москве. Буду стараться, чтобы не подвести, во-первых, моего руководителя, а в его лице нашу школу, район и республику.

Тема работы десятиклассника Кирилла Владимирова,  занявшей также  первое место, но уже в секции «История: человек и событие», звучала так: «История создания картины В.И. Сурикова «Татарская Тесь. Минусинск 1873 год».

Кстати, именно в этой номинации традиционно представляются работы сильнейших руководителей, не раз занимавших первые места в конкурсе. Борьба была трудной. Но как признались исследователи из Бограда, больше всего им понравилась комиссия, которая дотошно спрашивала по теме исследования. На все вопросы Кирилл ответил, в итоге председатель комиссии сказал: «Очень интересно…» и ушел.

Но и здесь боградцы на победу сильно не рассчитывали, ведь соперники и их работы были очень сильные, сложные, замысловатые. Во время награждения Кирилл сначала получил грамоту «За лучший стенд».

- Но когда огласили победителя, то он не поверил, встал как вкопанный. Я ему кричу: «Кирилл, иди, получай грамоту и статуэтку!» - смеется Игорь Сергеевич. –Конечно, радости не было предела. В первый раз приняли участие в республиканском этапе конкурса Вернадского и из трех работ – два первых места!

Как нам рассказал сам юный исследователь, в ходе работы он стремился доказать, что картина Василия Сурикова «Татарская Тесь. Минусинск 1873 год» была написана именно в селе Татарская Тесь (ныне – Боград). Многие искусствоведы полагали, что Суриков написал картину в селе Тесь Минусинского района, но никто фактических доказательств не представил.

- Я сравнивал фотографию картины и предполагаемое место ее написания на горе Татарка в окрестностях села Боград. Проведя анализ и побывав на месте написания картины, я привел убедительные доказательства того, что мы с моим научным руководителем на верном пути. Мы обращались в ХАКНИЯЛИ, его научные сотрудники подтвердили правильность нашего заключения. На нашу работу рецензию написали сотрудники Красноярского  музея – усадьбы В.И. Сурикова, так же отметившие достоверность нашего исследования. Игорь Сергеевич нас очень хорошо подготовил к защите, хотя на муниципальном этапе конкурса я занял только третье место. После этого я каждую перемену приходил к своему руководителю. Он мне задавал каверзные вопросы по творчеству Сурикова, о его жизни, о его родственниках, кто и какие слова про него говорил, какие знаменитые картины он написал. Я старался все запомнить, и мне это хорошо помогло в защите на республиканском этапе, где я занял первое место. Теперь всероссийский этап. Очень хочется оправдать надежды, возложенные на меня. «Светит» классная перспектива – ведь победитель московского этапа станет участником Международного конкурса имени Вернадского, который пройдет в июне 2020 в Казахстане. Но это пока мечты и ближайшая перспектива. Буду стараться.

Игорь Фатеев согласен с парнями, что предстоящая поездка – это уникальный шанс показать работы, касающиеся истории небольшого по российским меркам Боградского района, в Москве. Но в не малой степени их волнует финансовая составляющая. Ведь учителя и ребята едут на финал одного из престижнейшего конкурса за свой счет. Спасибо, конечно, стоит сказать родителям, которые поддерживают своих детей и выступают главными спонсорами, хотя это немалые деньги.

Роману Вайц, среди всех юных исследователей Боградской школы, наверное, повезло больше, ведь в Москве его будут поддерживать сразу два научных руководителя – Игорь Фатеев и Тамара Шигаева. И если для Игоря Сергеевича данная поездка, как и в целом участие в конкурсе Вернадского – дебютное, то Тамара Ивановна – опытный научный руководитель, благодаря наставничеству и помощи которого уже не один ученик Боградской средней школы привозил из Москвы дипломы и награды. Теперь заинтересовать высокое жюри попробует и Роман.

Вместе с Тамарой Ивановной они проделали большую работу. И они могут стать настоящим примером для юного поколения нашего района, учитывая, что с каждым годом Великая Победа все больше удаляется от нас, и все меньше в живых остается свидетелей тех страшных лет. «Вклад моей прабабушки Анастасии Егоровны Потылицыной в Победу Великой Отечественной войны» - именно об этом будет рассказывать ученик из Бограда в нашем главном Городе-герое.

Второе исследование Романа, проводимое под руководством Игоря Фатеева, касалось названия картины Сурикова «Табун лошадей в Барбинской степи». И они стремятся доказать, что на самом деле она написана в Большеербинской степи Боградского района. В Абакане работа не вошла в число призеров, но волею счастливого случая ее включили в номинацию «Искусствоведение» и она также поедет в Москву. 

- Вот такие интересные исследования мы везем в Москву. Что оттуда привезем, скоро узнаем. Вылетаем из Красноярска пятого апреля, седьмого будет защита, различные мероприятия,экскурсии по Москве, культурная программа. Вернемся 11 апреля и все расскажем. Удачи нам! – подытожил Игорь Фатеев.

 

На уроках и ошибках прошлого

 

На уроках и ошибках прошлого

 

На уроках и ошибках прошлого

 

На уроках и ошибках прошлого

 

На уроках и ошибках прошлого

 

На уроках и ошибках прошлого

 

На уроках и ошибках прошлого

 

На уроках и ошибках прошлого

 

На уроках и ошибках прошлого

 

На уроках и ошибках прошлого

 


Вернуться назад